Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экономическое сотрудничество на Дальнем Востоке: тень «Теории угрозы» бледнеет, настрой по отношению к Китаю меняется

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай признает, что территории, отошедшие к Цинскому Китаю по договору с Российской империей 17 века, позднее вошли в состав России, воспользовавшейся ослаблением Цинской империи, по двум «неравным договорам». Российско-китайская граница была окончательно установлена в 2008 году, но в России продолжают беспокоиться о скрытых территориальных притязаниях Китая.

«После Второй опиумной войны Российская империя, воспользовавшись захватом Китая армией Великобритании и Франции, оккупировала китайские территорией с помощью силы оружия, подлым способом присвоила земли северо-востока и северо-запада Китая площадью более 1,5 миллиона квадратных километров».

Это выдержка из китайского учебника по истории для восьмого класса из пункта под названием «Воровское поведение России», в нем также отмечены «китайские Северные территории», среди которых Приморский и Хабаровский край Дальнего Востока России, которые Россия украла у Китая.

Китай признает, что территории, отошедшие к Цинскому Китаю по договору с Российской империей 17 века, позднее вошли в состав России, воспользовавшейся ослаблением Цинской империи, по двум «неравным договорам»: Айгунскому договору 1858 года и Пекинскому договору 1860 года. Российско-китайская граница была окончательно установлена в 2008 году, но в России продолжают беспокоиться о скрытых территориальных притязаниях Китая.

Читайте также: Развитие Дальнего Востока - окно России в развивающуюся Азию


В 1990-х и начале 2000-х годов на российский Дальний Восток приехало большое количество китайских рабочих, распространилась «Теория китайской угрозы». В ходе ряда переговоров по демаркации границ Китаю передавались российские территории, в том числе земли Приморского края, в результате чего среди местного населения и администрации набрало силу оппозиционное движение. В Приморье, Хабаровском крае Дальнего Востока продолжается сокращение населения, которое началось после распада Советского Союза, сейчас в регионе проживает 6,5 миллионов человек. С другой стороны только в соседней северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян проживает около 38 миллионов человек. По экономической силе в 2010 году Китай по показателю ВВП обошел Японию и занял второе место в мире вслед за США. Нет ничего удивительного в том, что российская сторона чувствует себя неспокойно при такой демографической и экономической мощи Китая.

Приморье: рост инвестиций в опережающее развитие


Российская националистическая организация «Другая Россия» в прошлом году заявила о требованиях Китая передать приграничные российские территории и провела акцию протеста перед посольством Китая в Москве. В рунете не прекращается критика в адрес Китая и обсуждение теории китайской угрозы.

Однако в приграничных районах, которые непосредственно примыкают к Китаю, настроения начинают меняться. Профессор Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске Леонид Бляхер (47 лет) указывает на то, что по мере качественного изменения экономических отношений «настроения жителей Дальнего Востока сильно изменились, прекратились разговоры об «угрозе». Иностранные рабочие на Дальнем Востоке превратились из китайцев в выходцев из Средней Азии, растут инвестиции в Россию китайских предприятий, увеличивается количество совместных российско-китайских компаний.

Также по теме: Медведев намекает на «китайскую угрозу» на Дальнем Востоке

На Хабаровском заводе строительной керамики, построенном в конце мая, российские рабочие неопытными движениями пытаются наладить производство кирпичей, а за их спинами китайские инженеры инспектируют оборудование. Компании в соседней китайской провинции Хэйлунцзян поручена поставка и установка машин. Среди российских рабочих много новичков, получается, что российская сторона «работает под руководством китайской стороны, которая имеет богатый опыт в этом деле», — считает глава компании Дмитрий Демин.

Инженер кирпичного завода Александр Янкин (53 года) «сначала ощутил унижение при передаче острова», когда Россия и Китай утвердили границы, поделив остров Хэйсяцзы (российское название острова Большой Уссурийский и Тарабаров), но сейчас он считает: «В конце концов, на этих землях никто не живет. Недовольство населения уже должно было поубавиться».

По данным майского опроса российской нейтральной организации исследования общественного мнения Левада-Центр, Китай занял третью позицию (20%) среди стран, к которым россияне «испытывают дружеские чувства», поднявшись с шестой позиции (12%) 2005 года. Смогут ли Россия и Китай побороть свои исторические разночтения в вопросе территорий?