Несколько недель назад в средствах массовой информации появились сообщения о пополнении иранской транспортной авиации крупной партией новых пассажирских самолетов российского и украинского производства. По сообщению одного из руководителей воздушного сообщения Исламской республики, в скором времени свои полеты в иранском небе начнут 40 новых самолетов (20 Ан-148 и столько же Ан-140), которые монтированы в Иране под логотипом «Иран-140».
Тем не менее российские и украинские самолеты не могут удовлетворить потребности Ирана, и объясняется это несколькими причинами. Во-первых, эти машины неоднократно разбивались в Иране, унося с собой массу человеческих жизней. Во-вторых, полет на них сопровождается рядом неудобств из-за тесных кабин для пассажиров и громкого шума двигателей. Отметим также, что из-за возросшего числа авиакатастроф и массового недовольства граждан несколько лет тому назад в Иране начал реализовываться проект по прекращению пассажирских перевозок большой частью российских самолетов. К счастью, за последние два года в Иране не случилось ни одной катастрофы с участием пассажирского авиатранспорта, однако сообщения о поставке крупной партии российских самолетов может вызвать серьезные опасения у иранской общественности. Несмотря на это, можно надеяться, что для этого нет серьезного основания.
Причины плохой репутации российских самолетов
Нет никаких сомнений в том, что в своей массе иранцы не доверяют российским самолетам. Большинство авиакатастроф, произошедших в Иране, случилось именно с российскими и украинскими машинами. В иранской авиации рекордсменом является Ту-154. С ним произошло четыре аварии, унесшие жизни 434 человек. Иран-140, смонтированная в Иране версия российского Ан-140, дважды попадал в аварию с человеческими жертвами. Другие самолеты, такие как Ил-62, Ил-76, Як-42 и Як-40, также разбивались не раз. В этих катастрофах погибли сотни граждан, включая министра дорог Ирана, и еще большее число людей сильно пострадали. Дошло даже до того, что иранцы стали называть российские и украинские самолеты «летающими саванами» и «летающими гробами». Давление общественности оказалось столь сильным, что руководство Министерства дорог приняло решение снять российские самолеты с внутренних рейсов. Некоторые специалисты полагают, что именно благодаря этому в последнее время стало возможным предотвратить другие трагические инциденты. По этой причине сообщения о новых поставках российских самолетов для гражданских перевозок вызвали такое волнение в Иране.
Новые российские самолеты летят в Иран
Во-первых, несмотря на бытующее мнение, нельзя говорить о том, что самолеты российского производства менее надежны, чем их американские или европейские аналоги. Как и с российскими самолетами, с Boeing тоже случаются аварии. Только за первые шесть месяцев 2013 года авиакатастрофа с человеческими жертвами произошла с Boeing-747 и С-135 Военно-воздушных сил США, а также Boeing-767 Южной Кореи. В качестве другого примера можно привести крушения «Боингов» в Пакистане и Нигерии, произошедшие в то же время. Авиакатастрофы неизбежны, и весьма интересно, что большая часть крушений самолетов и вертолетов во всем мире приходится на Соединенные Штаты и машины американского производства.
Во-вторых, ошибочным мнением, бытующим в обществе и непрофессиональных кругах, является то, что сами россияне не пользуются такими самолетами, как «Туполев», «Антонов», «Илюшин» и «Яковлев». Российские самолеты активно эксплуатируются не только в России, Китае, Индии, Алжире, Вьетнаме, бывших советских республиках, странах Восточной Европы и в других государствах Азии и Африки, но и служат для перевозки многих государственных лиц. Президент Польши, погибший в авиакатастрофе в 2010 году, летел на Ту-154.
В 80 - 90-х годах прошлого века российская авиационная промышленность столкнулась с кризисом и поэтому в значительной степени сошла с мировой дистанции. Нехватка финансовых средств для оптимизации технологий (например, увеличения пассажирского отделения, уменьшения шума и вибрации двигателей, улучшения амортизации, снижения потребления топлива и большего сочетания с разными погодными условиями) стала причиной отставания российского авиапрома от более сильных соперников, таких как Boeing, Airbus и бразильский Embraer. Сейчас и Boeing, и Airbus, все более укрупняясь, стараются монополизировать авиационную промышленность, поэтому российским компаниям приходится бороться за свое выживание всеми средствами, испытывая при этом нехватку средств на новые исследования. Капиталовложения в авиапромышленные проекты весьма дорогостоящие и сопровождаются высокими рисками. Нашумевший проект Dreamliner (широкофюзеляжный двухдвигательный реактивный пассажирский Boeing-787) обошелся американской корпорации в несколько миллиардов долларов. Он прошел множество испытаний, однако меньше чем через год после ввода в эксплуатацию его временно прекратили выпускать и поставлять заказчикам из-за многочисленных технических дефектов его корпуса. Если корпорация Boeing, которая является лидером авиационной промышленности, испытывает такие трудности и постоянно сталкивается с угрозой многомиллиардных ущербов, что уж говорить о российских авиастроительных корпорациях с довольно слабой финансовой базой?
Сейчас компания «Сухой», представившая проект своего первого гражданского пассажирского самолета «Суперджет-100», столкнулась с трудностями из-за саботажа со стороны Boeing. Несмотря на то, что многие клиенты доверяют этой модели, активно распространяются слухи о частых заявлениях руководства «Сухого» о разного рода саботаже американского концерна и даже порче технического оборудования. Почему же все-таки российские самолеты кажутся Ирану такими ненадежными? Причины этого можно свести к следующему.
1. Купленные Ираном российские самолеты не были новыми. Они еще до этого довольно долго эксплуатировались, поэтому их детали были уже изношенными. К тому же их почти всегда начинали использовать в Иране без проведения капитального ремонта. Естественно, старый самолет, который капитально не ремонтировали, имеет высокий риск разбиться. По оценке специалистов, технические неисправности, ставшие причинами многих авиакатастроф, были вызваны износом оборудования, а не просчетами конструкторов.
2. В ряде случаев, когда в Иране разбивался российских самолет, причиной инцидента была не техническая неисправность, а человеческий фактор. Столкновения армейского Ил-76 с военным самолетом и пассажирского «Туполева» с самолетом военно-воздушных сил в 1992 году, выезд со взлетно-посадочной полосы «Илюшина» в аэропорту Мешхеда и другие аналогичные инциденты, а также крушение пассажирского «Туполева» в горах Лурестана были вызваны ошибкой пилота, несогласованностью действий летчиков и диспетчеров и плохой видимостью.
3. При покупке российских самолетов был упущен ряд важных моментов: модель самолета, его пригодность в погодных условиях Ирана, степень надежности, условия ремонта и содержания. Все это усложнило эксплуатацию российских самолетов в Иране. Можно было купить такие российские модели, которые бы отличались лучшим качеством, надежностью и удобством, однако помешал этому плохой экспертный анализ без участия технических специалистов.
Иран по-прежнему надеется, что сможет покупать российские и украинские самолеты хорошего качества. К примеру, иранской стороной недавно была произведена оценка новой модели самолета Ту-334 и двух других модернизированных Ту-214 и Ту-204. Не остается без внимания и «Суперджет-100». Что касается Ан-148, то он уже поставляется Ирану.
Здесь стоит отметить два важных момента. Во-первых, заявления Ирана о своей готовности покупать самолеты Airbus и Boeing в случае, если Соединенные Штаты отменят наложенные санкции, уменьшает доверие к нему со стороны российских и украинских авиакорпораций. Во-вторых, некоторые из упомянутых выше самолетов, такие как «Суперджет-100», имеют в себе детали американского производства или созданы при технической и экспертной поддержке США, поэтому их покупка также подпадает под действие санкций. Вместе с тем есть основания полагать, что Россия и Украина вновь вернутся к полностью самостоятельному производству авиационной техники.
Перевод с персидского Тарасовой Светланы