Greenpeace выбрал исключительно неудачное время для своего вояжа в российскую Арктику. 15 сентября, когда эко-активисты направлялись в Баренцево море, ведущие российские информагентства вовсю трубили о возвращении российской армии на северные рубежи. По государственному телевидению показали командующего Северным флотом адмирала Владимира Королева, поднимающего российский триколор на постоянной военной базе в Арктике – первой, которую Россия открыла после распада Советского Союза. «Будем считать, что эти флаги подняты здесь навсегда, - сказал адмирал. – Это наша земля, и мы будем ее защищать». И вот спустя три дня появляется Greenpeace, намереваясь провести акцию протеста против добычи нефти в Арктике. Но протест не удался, так как активисты споткнулись о российскую демонстрацию силы.
Впервые в истории в этот регион был направлен весь российский атомный флот, который возглавляет ракетный крейсер «Петр Великий». Задача этого соединения, как и той военной базы, открывать которую оно прибыло, состоит в отпугивании от Арктики российских конкурентов, в первую очередь, Соединенных Штатов Америки, Дании, Финляндии, Норвегии и Канады. Так уж случилось, что часть активистов на судне Greenpeace - граждане этих самых стран, а его капитан Питер Генри Уиллкокс (Peter Henry Willcox) американец. Так что они своей акцией дали России прекрасную возможность подчеркнуть суть заявления адмирала Королева: не суйтесь на российский север.
19 сентября, когда судно Greenpeace подошло к российской буровой платформе, чтобы активисты вывесили там плакат против бурения, адмиральское послание им передали силы береговой охраны ФСБ, ставшей в постсоветский период преемницей КГБ. Приказав судну остановиться, пограничники ФСБ произвели несколько предупредительных выстрелов, сначала из автоматов Калашникова, а затем и из артиллерийских орудий. После этого группа агентов ФСБ высадилась на палубу судна с вертолетов и, угрожая оружием, арестовала всех находившихся на борту 28 активистов и двоих журналистов. А 2 октября послание адмирала вдолбила в головы непонятливых российская прокуратура, которая начала предъявлять активистам обвинения в пиратстве. По этой статье им грозит до 15 лет тюрьмы.
Читайте также: Экология в заточении, или Нефтяники под защитой ФСБ
Владимир Чупров, возглавляющий арктическую программу «Гринпис России», признает, что время для проведения акции было выбрано неудачно, поскольку провели ее как раз в тот момент, когда атомная флотилия России отправилась в исторический поход по Северному Ледовитому океану. «Эти [военные] перемещения наверняка изменили отношение к нашей акции, как в глазах СМИ, так и в глазах спецслужб», - заявил он корреспонденту TIME. Год назад, отметил Чупров, Greenpeace провел аналогичную протестную акцию на той же самой платформе «Приразломная», которая принадлежит российскому государственному энергетическому гиганту «Газпром». Активисты экологической организации в прошлом году даже приковали себя к платформе во время протеста и отказались спуститься вниз. «В тот раз мы действовали более напористо, а пограничники даже не отреагировали на это», - сказал Чупров. И никаких обвинений активистам-экологам в прошлом году никто предъявлять не стал.
Но тогда борьба за контроль над Арктикой еще не достигла сегодняшнего накала. В 2014 году в ООН поступят конкурентные заявки на арктическую территорию от всех стран Арктики. А Россия в 2007 году четко дала понять, что хочет получить львиную долю вместе с теми морями и океанами нефти и газа, что скрываются под поверхностью. В подтверждение этого ее исследователи установили на морском дне в районе Северного полюса российский флаг. Так что многие в Москве увидели в появлении активистов Greenpeace угрозу этим планам, особенно в связи с тем, что протест состоялся за неделю до выступления президента Владимира Путина на конференции по арктической политике, состоявшейся в далеком заполярном городе Салехарде. «Руководители России живут в мире теорий заговоров, - заявил в Москве независимый военный эксперт Александр Гольц. – Никто из них не сомневается в том, что эти так называемые активисты действуют по указанию американского Госдепартамента, ЦРУ и так далее».
В связи с выбором времени для организации протестной акции кремлевские ястребы и военная верхушка усмотрели в ней акт иностранной агрессии, имеющий целью испортить настрой путинского арктического саммита, а также выступить против наращивания военной мощи России на севере. «Так что этих активистов используют для подачи сигнала, - отметил Гольц. – «Держитесь подальше, не мешайте нам заниматься нашими делами на нашей территории»».
25 сентября, когда Путин выступал на арктическом саммите в Салехарде, активисты обрели надежду на то, что длительных тюремных сроков им удастся избежать. Когда Путина спросили по поводу их судьбы, он заявил участникам конференции: «Совершенно очевидно, что они, конечно, не являются пиратами». Но в равной мере очевидно, продолжил он, что «эти люди нарушили нормы международного права, сблизились на опасное расстояние с платформой». Он даже добавил, что активисты «пытались захватить платформу». Так что пока эта «арктическая тридцатка» остается под арестом, находясь в северном городе Мурманске и в его окрестностях. Но какие бы сроки ни получили активисты, их вояж уже стал уроком для врагов России в Арктике, как реальных, так и вымышленных.