Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущее России: замечания о десятой ежегодной конференции клуба «Валдай»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На десятой ежегодной встрече участников Международного дискуссионного клуба «Валдай», где собираются иностранные эксперты по России, а также высокопоставленные российские руководители, политики, журналисты и ученые. Официальная тема нынешней встречи была «Многообразие России для современного мира», и разговор на ней шел о том, как России определить свою национальную идентичность.

На десятой ежегодной встрече участников Международного дискуссионного клуба «Валдай», где собираются иностранные эксперты по России, а также высокопоставленные российские руководители, политики, журналисты и ученые, Кремль подал два мощных сигнала. Сигнал первый: Россия полностью вернулась на мировую арену и претендует на роль лидера. Сигнал второй: Россия предлагает миру альтернативную систему ценностей, отличную от западной, в которой утрачены нравственные ориентиры. Энергичнее всех эти доводы продвигал Владимир Путин, который неизменно на протяжении десяти последних лет встречается с участниками форума на обеде. Он был в великолепной форме, источая уверенность в себе и решительность. На самом форуме, хоть он и финансируется из Кремля, были также слышны голоса несогласных, в том числе, некоторых громких критиков, выступающих против того, как Путин управляет Россией.

В этом году встреча проходила в живописном курортном местечке на Валдайском озере в 400 километрах от Москвы. Она оказалась самой многочисленной, поскольку туда съехалось более 200 участников. Официальная тема нынешней встречи была «Многообразие России для современного мира», и разговор на ней шел о том, как России определить свою национальную идентичность. Я присутствовала на всех десяти встречах, и на каждой из них в той или иной степени звучала основополагающая тема «Куда идет Россия» — даже в Сибири, когда мы обсуждали вопрос о том, действительно ли эта страна является энергетической сверхдержавой. Однако в этом году вопрос об уникальности России и о ее месте в мире занял центральное место.

Один из организаторов встречи Сергей Караганов особого оптимизма не излучал. Он открыл форум на тревожной ноте, заявив, что Россия потеряла последние двадцать лет, и что единственная идея, до сих пор объединяющая россиян, это их победа во Второй мировой войне.

В отличие от предыдущих лет, на нынешней встрече была представлена как либеральная, так и умеренно националистическая политическая оппозиция. Двумя самыми заметными новичками на форуме стали весьма неоднозначный Евгений Ройзман, избранный недавно мэром Екатеринбурга, и Ксения Собчак, дочь либерального мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, который в начале 1990-х годов дал старт постсоветской политической карьере Путина. Ройзман воодушевленно говорил о том, что важно покончить с традиционной политикой в коррумпированных провинциях. Собчак выступила со страстным призывом от имени своего поколения городских и хорошо образованных тридцатилетних. Ее посыл: мы отвергаем традиционную российскую модель политического опекунства; нам не нужен президент, говорящий с нами так, как отец говорит со своими детьми; мы хотим, чтобы с нами обращались как с самостоятельными и взрослыми людьми, отвечающими за свои решения; мы не хотим полагаться и зависеть от государства. Кроме того, добавила она, мы росли не в СССР, мы не испытываем ностальгии по Советскому Союзу, нам безразлично то, что Россия великая держава, и мы отвергаем антиамериканизм. И вообще: мы любим Запад.

Ксения Собчак участвует в дискуссионной сессии "Ценностный разрыв" на 10-м заседании Международного дискуссионного клуба "Валдай" в Новгородской области.


Читайте также: Путин на Валдайском форуме - человек без купюр

Один из вечных вопросов о российской идентичности — является Россия европейской, азиатской или евразийской державой — обсуждался на заседании, проходившем в Иверском монастыре, который был основан в 1653 году, а недавно прекрасно восстановлен. Во время дискуссии о роли России как многонационального и многоконфессионального государства, где веками жили православные христиане, иудеи, мусульмане и буддисты, митрополит Иларион сделал очень сильное заявление. Российские православные христиане, сказал он, это истинные провозвестники традиционных христианских ценностей, в то время как западные протестанты придерживаются западных ценностей в таких вопросах как аборты, права гомосексуалистов и однополые браки, что подрывает христианскую нравственность. Эти взгляды нашли отражение в подготовленной речи президента Путина, когда он подтвердил, что Россия поддерживает традиционное христианское нравственное поведение и выступает против однополых браков. Более того, и Путин, и российское духовенство подчеркивают, что православные христиане и мусульмане разделяют традиционные принципы нравственности и поведения, и выдвигают на передний план их общность, проводя на основе такой общности позиций различие между собой и Западом.

Один из главных внешнеполитических проектов Путина в его третий президентский срок — это предложенная им идея Евразийского союза. Эта темы вызвала оживленное обсуждение. Российские ораторы заявляли, что Кремль «отказался от имперской системы воззрений», и что этот союз будет объединением равных наподобие Евросоюза. А вот молдавские и украинские выступавшие, напротив, говорили об усиливающемся экономическом и политическом давлении, которое оказывает на них Россия, добиваясь того, чтобы эти страны отвергли ЕС в преддверии ноябрьского саммита в Вильнюсе. Брюссель наверняка предложит Украине и Молдавии заключить соглашения об ассоциации, а Россия утверждает, что это негативно отразится на их экономических связях с Москвой. Без Украины Евразийский союз не обеспечит стремление Кремля создать объединение постсоветских государств, составляющих противовес Евросоюзу.

Усиливающаяся международная роль России после выдвижения инициативы по Сирии оказалась в центре дискуссий с приехавшими на Валдай высокопоставленными руководителями — министром иностранных дел Сергеем Лавровым, министром обороны Сергеем Шойгу и главой президентской администрации Сергеем Ивановым. Они были явно воодушевлены тем обстоятельством, что Россия взяла на себя инициативу и достигла договоренности об уничтожении сирийского химического оружия. Они всячески подчеркивали, что выступают за Сирию как за сильное и светское государство. По их словам, оппозицией на 75% управляет «Аль-Каида». Похоже, они согласились с тем, что не все химическое оружие удастся найти и уничтожить, однако, по их мнению, уничтоженного оружия будет достаточно для достижения российских и американских целей. Кроме того, они повторили российское утверждение о том, что химическое оружие применяет только оппозиция, но не войска Асада.

Также по теме: Упоительные трели Владимира Путина

Шойгу остановился на вопросе военной реформы, процитировав слова дореволюционного российского премьера Петра Столыпина, который сказал: «Дайте нам деньги и время, и вы не узнаете наши вооруженные силы». Он с обеспокоенностью говорил о ситуации в Афганистане после ухода НАТО в будущем году, а также задал вопрос о том, кто будет формировать следующее поколение руководителей в Кабуле. Шойгу снова заявил, что американские программы противоракетной обороны в конечном итоге направлены против России, а не Ирана или Северной Кореи, и предложил создать совместные российско-американские системы ПРО. НАТО, сказал министр, это угроза для России. А для чего еще понадобилось расширение НАТО, если оно не направлено против России? Главный посыл выступления Шойгу — в НАТО не должно быть новых членов.

Юбилейное заседание Международного дискуссионного клуба "Валдай"


Раньше президент Путин встречался с иностранными участниками форума приватно и неофициально, но в десятую годовщину клуба формат встречи с Путиным был изменен. Он сидел на сцене вместе с четырьмя другими участниками дискуссии — бывшим министром обороны Германии Фолькером Рюэ (Volker Ruehe), бывшим итальянским премьер-министром Романо Проди (Romano Prodi), бывшим премьер-министром Франции Франсуа Фийоном (Francois Fillon) и президентом американского Центра национальных интересов (Center for the National Interest) Дмитрием Саймсом (Dimitri Simes). Они обращались со своими выступлениями к иностранным и российским участникам, и всю четырехчасовую встречу показали по телевидению.

Путин энергично выступил в защиту России как носительницы традиционных христианских нравственных ценностей. Он заявил, что Соединенные Штаты и Европа отвергли свои христианские корни, составляющие основу западной цивилизации. Подвергнув критике «эксцессы политкорректности», он объявил, что европейский мультикультурный проект потерпел неудачу. Путин также заявил, что попытки неназванных держав возродить модель однополярного мира провалились. Подчеркнув право России на участие в принятии всех решений, имеющих большое международное значение, он вспомнил о тех временах, когда Россия вносила важный вклад в дело всеобщего мира — Венский конгресс 1815 года и ялтинские соглашения 1945 года. Президент заявил, что когда Россию исключали из этого процесса, например, при подписании Версальского договора в 1919 году, это приводило к войне. Его сигнал по поводу Сирии был предельно понятен: Россия взяла на себя инициативу и помогла США, предложив соглашение об избавлении Сирии от ее запасов химического оружия. Поэтому Россия и в дальнейшем рассчитывает на уважительное отношение к себе как к незаменимому глобальному игроку.

Читайте также: Русская православная церковь до сих пор считает, что «еврейский вопрос» существует


Для тех, кто следит за непростыми отношениями Кремля с оппозицией, которая в декабре 2011 года организовала демонстрации на Болотной площади в знак протеста против результатов думских выборов, общение Путина с представителями оппозиции стало неожиданным сдвигом в его политике. Он ответил на их вопросы о необходимости политических реформ и расширении свободы личности, сказав, что эти темы будут проанализированы в будущем. При этом он не стал связывать себя никакими обязательствами относительно направления действий. Факт трансляции этого обмена мнениями в прямом эфире создавал впечатление достаточной уверенности Кремля в том, что оппозиция не представляет реальной угрозы, и что он может вести диалог с основными ее представителями. На форуме не было ни крайних националистов, ни убежденных социалистов. Там не было и лидера оппозиции Алексея Навального, получившего недавно 27% голосов на выборах московского мэра. Видимо, он отказался от приглашения.

По поводу своих планов на будущее Путин говорил уклончиво. Когда его спросили, будет ли он баллотироваться в 2018 году, он не стал исключать такой возможности. Он одобрительно заметил, что Ангела Меркель вот-вот одержит победу на выборах и станет канцлером в третий раз, как и он выиграл третий срок в прошлом году. Путин определенно создавал впечатление очень деятельного и поглощенного работой человека, который вынашивает пусть неопределенные, но весьма амбициозные планы для России. Да, у российской экономики низкие темпы роста, но главный посыл на Валдае состоял в том, что Россия готова и хочет сотрудничать и взаимодействовать с миром, предлагая альтернативу измученному проблемами Западу, который отвергает главные догматы своего цивилизационного наследия.

Анджела Стент — старший научный сотрудник по вопросам внешней политики и директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета.