На прошлой неделе в России закончились православные праздники, и критики Владимира Путина должны признать, что в последнее время он действительно проявлял христианское милосердие. На свободу вышел бывший олигарх Михаил Ходорковский, участницы панк-группы Pussy Riot и несколько обвиняемых в участии в массовых беспорядках в Москве в 2011 году.
Конечно, амнистия оказалось выгодна и людям из окружения Путина. Антикоррупционная кампания, которую Кремль запустил в начале прошлого года, достигла своих внутриполитических целей. Она указала элите на ее место и продемонстрировала обычным гражданам, что неприкасаемых нет. «Но все же этих людей не посадили, тогда можно было бы уже каждого...» — иронизирует оппозиционный блогер Леонид Волков.
Дешевый отдых для министра
Пожалуй, самым красноречивым было дело экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и его подчиненной и одновременно возлюбленной Евгении Васильевой. Ведь Сердюков считался неприкасаемым. Некогда житель Петербурга быстро поднимался по карьерной лестнице, и злые языки говорили, что в основном благодаря тому, что его женой была дочь бывшего путинского премьера Виктора Зубкова.
Васильева была главой дочерней организации министерства обороны «Оборонсервис», и, по данным следователей, незаконно приватизировала имущество армии, собирала дань с участников тендеров и занималась отмыванием денег. В общей сложности Васильева обвиняется в 12 преступлениях, и, как утверждает прокурор, ее деятельность привела к убыткам в размере более 3 миллиардов рублей.
Читайте также: Кремль испытавыет трудности в борьбе с коррупцией
Сам Сердюков долгое время выступал в роли свидетеля, позже он стал подозреваемым и, наконец, обвиняемым. Конечно, по статье «халатность», которая в подавляющем большинстве случаев не приводит к лишению свободы.
Тем более, в российском контексте речь идет в принципе о банальном прегрешении. Сердюков просто приказал солдатам из ракетных войск на юге России построить дорогу к частному санаторию одного его приятеля в Астраханской области. Сердюков оправдывается тем, что взамен солдаты должны были получить возможность дешевого отдыха. Но факт остается фактом: свидетели на отдыхе в санатории видели только самого Сердюкова.
Камера с 13 комнатами
Долгое время казалось, что жертвой станет Евгения Васильева. Тем более, что летом прошлого года ее покинул и Сердюков, покорно вернувшийся к законной супруге. Но Васильева боролась, как львица, и давала понять, что она тоже может начать давать показания.
Суд, как ни странно, определил для Васильевой меру пресечения в виде домашнего ареста. Это, конечно, неприятно, но если вас держат в собственной роскошной 13-комнатной квартире в центре Москвы, как сказали бы большинство россиян, это можно вынести. Васильева добилась того, что каждый день ей разрешалось выходить на трехчасовую прогулку, причем, как правило, ее видели в дорогих бутиках, где она шоппингом успокаивала себе нервы, потрепанные следователями.
Теперь кажется, что в итоге Васильевой все же не придется идти в камеру. Согласно решению Верховного суда, время пребывания под домашним арестом должно учитываться в сроке отбывания наказания. С учетом того, что часть преступлений попадает под новогоднюю амнистию Путина, наказание за остальную часть в случае осуждения, скорее всего, не превысит двух лет. Так что вполне возможно, что на момент объявления решения суда будет ровно два года, как Васильева находится под арестом в собственной квартире.
По стечению обстоятельств эта новость пришла в тот же день, когда выяснилось, что наказана не будет и экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник, подозреваемая в растрате 2 миллиардов рублей. Деятельность ее подчиненных также попадают под амнистию.