Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российско-германские отношения: взлеты и падения на линии Москва — Берлин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В качестве точки отсчета в двусторонних отношениях России и Германии - государств, занимающих в наше время важное положение в глобальной политике, - можно назвать период почти десятивековой давности. Имея столь долгую историю, российско-германские отношения носили самый разный характер в зависимости от национальных интересов этих стран и конъюнктурных изменений в конкретный исторический период.

В качестве точки отсчета в двусторонних отношениях России и Германии - государств, занимающих в наше время важное положение в глобальной политике, - можно назвать период почти десятивековой давности, когда на исторической сцене Россия была представлена в виде княжеских владений. Имея столь долгую историю, российско-германские отношения носили самый разный характер в зависимости от национальных интересов этих стран и конъюнктурных изменений в конкретный исторический период. В этой статье предпринимается попытка провести анализ двусторонних отношений России и Германии, начиная с XVIII века.

Королевство Пруссия (1701) и Российская империя (1721) воспринимаются как сильные государства XVIII столетия. Практически сразу после своего основания два этих сильных игрока вступают во взаимодействие друг с другом. Когда Петр III возглавил Российскую империю, русские и немцы, изначально находившиеся на разных фронтах в эпоху таких важных событий, как Война за австрийское наследство и Семилетняя война, заключили перемирие, подписав Петербургский мирный договор. В дальнейшем, будучи монархическими режимами, Королевство Пруссия и Российская империя пришли к мнению, что Великая французская революция 1789 года представляет угрозу их стабильности, и заняли близкие друг к другу позиции. Другим фактором, обладавшим цементирующим эффектом в российско-германских отношениях, стало германское происхождение многих русских наследниц престола в эпоху, последовавшую за правлением русского царя Петра I в XVII и XVIII веках. Таким образом, германские ценности стали получать распространение в российских дворцах, существенно сблизив российскую и германскую политику.

Начиная с XVIII века и по мере приближения к Первой мировой войне появляется все больше союзов между различными государствами. Канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк стремился создать альянс в противовес Франции, полагая, что она представляет опасность для будущего Германии. В связи с этим в 1872 году Российская, Германская и Австро-Венгерская империи образуют «Союз трех императоров». Бисмарк считал, что фактором, призванным ликвидировать французскую угрозу, является прежде всего развитие отношений с Россией. Однако в дальнейшем стратегические балансы меняются, и Англия, Франция, Россия создают «Антанту». Этот раскол в российско-германских отношениях впоследствии сделает Россию и Германию врагами в период Первой мировой войны. Между тем, в 1917 году в России вспыхнет большевистская революция, и, заключив Брест-Литовский мирный договор, русские выйдут из войны.

После этой даты в российско-германских отношениях балансы вновь изменятся. Германия станет одним из первых государств, признавших созданный в 1922 году Советский Союз. Вместе с тем СССР станет важнейшим рынком для Германии, обладавшей в тот период развитой оружейной промышленностью. Этот период весеннего потепления в отношениях России и Германии продолжится вплоть до Второй мировой войны. 22 июня 1941 года фашистская Германия операцией «Барбаросса» начнет войну с Россией, и по ее вине произойдет один из самых кровопролитных конфликтов в истории.

Разделение Германии на Восточную и Западную в период холодной войны, российское влияние в Восточной Германии и недовольство этим в Западной Германии приведут к ухудшению климата в российско-германских отношениях. Однако с приходом к власти в СССР Горбачева возникнет новая внешнеполитическая тенденция, в рамках которой в позицию поддержки Восточной Германии будут внесены коррективы. В 1989 году падет Берлинская стена, и две германские администрации объединятся. Власти Западной Германии будут даже готовы понести расходы на возвращение российских военнослужащих в Россию из Восточной Германии.

Между Российской Федерацией, страной-преемницей, созданной после распада страны Советов, и Федеративной республикой Германия, возникшей в результате объединения двух Германий, создаются более умеренные и прагматичные отношения. Сближение двух государств достигает такого масштаба, что на международной арене, прежде всего в ЕС, Германия начинает играть роль своего рода «адвоката России». В то время как Германия, придавая значение развитию российской промышленности, предпочитает Россию в качестве поставщика энергоносителей, для России же отношения с германским правительством важны с точки зрения технологического развития. Для того, чтобы политические и экономические отношения Германии с московским руководством продолжали развиваться, Берлин акцентирует внимание на вопросе модернизации России. Проекты по модернизации, которые особенно часто возникали на повестке дня в период правления Медведева, обозначаются как «сила тяжести» российско-германских отношений. Христианские демократы и социал-демократы (CDU и CSU), находясь у власти с 2005 по 2009 годы, придавали особое значение отношениям с Россией. Берлинское руководство положительно расценивало и приход в 2008 году к власти Медведева. Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии из рядов социал-демократов, занимал близкую к Москве позицию и, в частности, в ходе своего выступления в Екатеринбурге в 2008 году выразил идею «партнерства для модернизации». В этом же году Меркель выступила в Санкт-Петербурге с речью о «партнерстве для инноваций».

Хотя пришедшее к власти в Германии в результате выборов 2009 года правительство христианских демократов и либералов, как и предшествующий ему кабинет, придерживается риторики «стратегического партнерства» с Россией, оно рассматривает отношения с Москвой как важный элемент в региональной и глобальной борьбе. Однако в этот период в немецкой прессе происходит негативизация представления о России на основе идеи о том, что московское руководство использует энергетику как политическое оружие. Позже возвращение Путина к власти в России стало еще одним фактором, подтолкнувшим Берлин к скептицизму в политике по отношению к России. Меркель изначально скептически отнеслась к режиму Путина, объясняя это его антидемократическим характером, игнорированием прав человека и отходом от модернизации. Напряженность, время от времени возникавшая между двумя странами, послужила поводом для критики и привела к тому, что Россия утратила в Европе «адвоката» в лице Германии.

Проблема Украины, которая в последние дни не прекращает сотрясать мировую повестку дня, привела к тому, что в немецком общественном мнении голоса критиков России стали звучать еще громче. Немецкая пресса резко критикует действия Путина в Крыму. Многие политологи характеризуют политику России в Крыму как серьезные трения в российско-германских отношениях.

Таким образом, под прямым воздействием внутригосударственных и конъюнктурных изменений российско-германские отношения в разные периоды демонстрируют особый характер развития. В период, когда немецкие и российские интересы пересекаются на международной арене, а жесткие и антидемократические практики России набирают силу, на линии Берлин-Москва возникают колебания. Однако принимая во внимание потребность России в технологиях и нужду Германии в энергоресурсах, следует признать неоспоримым такой факт: российско-германские отношения будут образцом прочного альянса и в будущем.