Atlantico: По мнению двух аналитиков из вашингтонского Центра передовых оборонных исследований, поставки российского оружия сирийскому режиму осуществляются через расположенную в России и на Украине сеть торговцев оружием, которая тесно связана с российским правительством. Каковы масштабы сделки? Можно ли говорить о некоем окологосударственном бизнесе?
Ален Родье: Я бы не стал говорить здесь о «незаконной сделке», потому что СССР, а затем Россия и Украина являются главными поставщиками сирийского режима. Нет никаких сомнений, что с начала гражданской войны эти поставки продолжились, так как режим испытывает потребность в запчастях (в первую очередь для бронетехники и вертолетов). Морской путь в находящиеся под контролем сирийского режима порты является здесь самым логичным вариантом и определенно выходит на первое место по объемам грузов.
Кроме того, секретность этих сделок тоже вполне «нормальна»: точно так же обстоят дела со многими поставками оружия. Это объясняет стремление не привлекать к ним внимание (подставные компании, перевозка на гражданских судах, подставные лица и т.д.).
Но главный вопрос: кто расплачивается по счетам? Дело в том, что даже Россия не делает таких подарков в оружейной сфере, а финансовые ресурсы Дамаска сейчас весьма ограничены. Возможно, ответ стоит искать среди государств, которые поддерживают режим Асада.
— Быть может, установление контроля в Крыму и усиление влияния на Востоке Украины нацелены не только на защиту русскоязычного населения, но и упрощение оружейного экспорта (в том числе в Сирию) благодаря расширенному доступу к Черному морю?
— Первая и главная причина аннексии Крыма Москвой — это не защита русскоязычного населения, а выход к «теплым морям», который всегда был одной из ключевых задач России. Это вопрос военной (разрыв «окружения» — еще один исторический пунктик России), дипломатической и экономической мощи. В этой последней сфере торговле оружием отводится весьма небольшая роль. Проблема поставок оружия в Сирию носит точечный и ограниченный по времени характер, потому что рано или поздно конфликт все равно прекратится. Однако доступ к теплым морям сохранит свою важность.
— Война в Сирии все больше затягивается, а спрос на оружие и боеприпасы растет. Пошел ли оружейный бизнес в гору с начала сирийского конфликта?
— Война такого типа — настоящая манна небесная для всех, кто может извлечь из нее выгоду для себя. Все те «бизнесмены», которые должны обеспечить поставки оружия для армии и предметов первой необходимости для населения, довольно потирают руки при виде взлета цен. Кроме того, эти же самые люди могут снабжать и оппозицию, потому что для них, как говорится, деньги не пахнут.
В число таких «бизнесменов» нередко попадают представители международной организованной преступности, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт продолжался как можно дольше. Отличить более-менее честного предпринимателя от коллеги с «мафиозным душком» всегда очень непросто. Турецко-курдские преступные группы, у которых за плечами долгая традиция контрабанды, определенно увидели в Сирии страну, где можно сформировать несколько параллельных рынков. В одном направлении идут оружие, техника и потребительские товары (в том числе и электроника, которая очень высоко ценится некоторыми исламистами), а в другом — нефть и люди (оплатившие переход через границу беженцы). Финансирование тоже присутствует, потому что Саудовская Аравия, Катар и другие страны Персидского залива охотно предлагают свои деньги.
Не исключено, что предназначенное для оппозиции оружие закупается у украинских преступных группировок, у которых еще имеется доступ к разнообразным резервам. Такой вариант стоит держать в голове, потому что в прошлом эта страна уже успела незаконно продать Тегерану танки Т-62, самолеты Ан-32 и несколько крылатых ракет.
Украинские преступные группировки во главе с местными ворами в законе очень сильны и влиятельны: Одессу прозвали «матерью коррупции», а Крым — «украинской Сицилией». Иногда людям бывает сложно понять одну важнейшую вещь: организованная преступность не находится в том или ином политическом лагере. Она там, где ей проще всего заработать. Так, одного из самых разыскиваемых американцами преступников зовут Семен Могилевич. Сейчас он припеваючи живет... в Москве. Именно он помог сделать первые шаги многим из нынешних украинских олигархов. Новый премьер-министр Крыма Сергей Аксенов отличается весьма туманным, чтобы не сказать темным прошлым. Наконец, одна из самых известных крымских мафиозных семей (всего их насчитывается более полусотни) — это клан «Сейлем». Это люди татарского происхождения, которые поддерживают связи с Турцией. А, как я уже говорил ранее, турецко-курдская мафия занимается прибыльной контрабандой на сирийской границе.
Ален Родье, директор Французского центра разведывательных исследований, специалист по исламскому терроризму и организованной преступности.