Вена/Москва. — Когда на Кавказе разразилась война, на всех западных каналах Михаил Саакашвили распространял свою точку зрения на происходившие события. Когда в августе 2008 года тлевший в течение долгого времени конфликт между Грузией и Россией из-за автономной Республики Южная Осетия, наконец, перешел в открытую фазу, молодой и получивший образование в элитных американских университетах президент Грузии с помощью своих обвинений по поводу агрессии со стороны Москвы установил господство в области средств массовой информации на Западе. «Мы выиграли войну против Грузии, однако пропагандистское сражение мы начисто проиграли», — таково было мнение кремлевских инсайдеров.
Представители кремлевской элиты тогда поклялись, что больше такое не должно повториться. Когда президент Владимир Путин в прошлом году посетил новый комплекс российского международного телеканала Russia Today (RT) на северо-востоке российской столицы, он провозгласил лозунг: «разрушить монополию англосаксонских средств массовой информации». 300 миллионов долларов ежегодно тратит российское правительство на этот телеканал, который с помощью своих 2500 сотрудников в оснащенных по последнему слову техники студиях в Вашингтоне и в Лондоне и смеси из западного подхода и более умной пропаганды превратился в последнее время в наиболее успешный иностранный телеканал во многих крупных городах Соединенных Штатов.
Декларируемая цель телеканала, как дипломатично и замысловато подчеркнула Маргарита Симоньян, молодой главный редактор RT, в интервью журналу Spiegel, состоит в том, чтобы в долгосрочной перспективе создать «альтернативную общественность» на Западе. «Существует большой спрос на средства массовой информации, которые не будут воспроизводить существующее однообразие западной прессы», - язвительно заметила она. Кроме того, ее сотрудники, как они сами откровенно говорят, воспринимают себя как «Министерство информационной безопасности России».
Проникновение в интернет
Информационное агентство «Россия сегодня» под руководством своего шефа Дмитрия Киселева, одного из рупоров Путина, превратилось в один из мощный пропагандистских инструментов Москвы.
С момента начала кризиса на Украине путинская пропагандистская машина ведет огонь из всех орудий. Построенные в ряд государственные средства массовой информации, как мантры, повторяют фразы о «фашистах с Майдана», об исходящей из Киева националистической угрозе и даже о «геноциде». С помощью блогов и постов своих молодых сотрудников государство контролирует интернет-форумы на домашнем фронте.
Как удалось выяснить газете Sueddeutsche Zeitung, уже давно России с помощью провокаторов — так называемых троллей — под условным обозначением «Anonymous International» удалось проникнуть в глобальный интернет и в социальные медиа. Российская газета «Ведомости» сообщила о тестовых попытках про-русски настроенных эмигрантов. С помощью постов в Facebook и в Twitter, а также блогов и размещенных на YouTube видео около 600 сотрудников в Санкт-Петербурге пытаются манипулировать мнениями в онлайновых сетях. Хакеры распространяют теории заговора относительно причастности американских спецслужб и следуют четким правилам при распространении комментариев в американских средствах массовой информации. Своими действиями, предпринятыми из центра власти — например, по поводу референдума в Крыму, — они обратили на себя внимание.
Центральными действующими лицами при проведении этой операции является петербургский предприниматель Евгений Пригожин (кличка «Повар Путина») и его фирма «Конкорд», а также Вячеслав Володин, заместить главы администрации президента, отвечающий за контроль над интернетом.