Санкции, введенные против России странами западного мира, и ответные санкции, которыми она защищается, являются темой множества дискуссий и комментариев. Но в том, какие последствия на самом деле санкции будут иметь, комментарии сильно разнятся. При этом некоторые пророчат России изменения к лучшему. Кстати, еще и потому, что ее местная экономика начнет работать активнее, русские научатся искать решения, исходя из собственных запасов сырья и продукции, из чего пользу извлекут опять же только граждане Российской Федерации.
Но сообщения, которые стали поступать в последние дни, говорят, скорее, о противоположном. Несмотря на то, что Кремль заверяет своих граждан, что санкции, объявленные Россией в адрес западных государств, не повлияют на цены товаров на российском рынке, по данным издания «Коммерсант» (которое позиционируется как аполитичное) оптовые цены начали резко расти. И хотя пока в Москве цены выросли ненамного, например, на Дальнем Востоке произошел ценовой скачок, как говорят, аж на десятки процентов. Но, по мнению геополитолога Михаила Романцова, на этом неприятные новости о перспективах Российской Федерации не закончатся.
Бессмыслица, поддерживаемая кремлевской пропагандой
«Утверждение о том, что России поможет прекращение поставок на Запад, глупость. Но эта глупость активно поддерживается нынешней правительственной пропагандой, которая усиливается по мере того, как, по информации действительно независимых источников, растет недовольство местных потребителей. Однако тот, кто этому верит, не узнает правды сразу: инерция замедлит ход вещей, и в полной мере осознание придет лишь в следующем году», — заявил серверу ParlamentníListу.cz Романцов.
По его словам, для российского президента Владимира Путина давно характерно то, что он пестует не граждан, а потребителей. В какой мере этот факт будет иметь влияние на дальнейшее развитие ситуации и отношение граждан к Путину после того, как последствия санкций, западных и ответных российских, начнут ощущаться, Романцов утверждать не берется. «Это были бы лишь предположения. Более того, мы на самом деле очень мало знаем о том, как и почему Кремль принимает те или иные решения. Но ясно то, что мы наблюдаем укреплением режима правления в авторитарном духе», — отметил геополитолог.
Российская Федерация — монолит? Только на бумаге, утверждает политолог
Далее он замечает, что опять находится подтверждение тому, что Россия — федерация лишь на бумаге. На общем и практическом уровнях все иначе, считает Ромацов. «Да, политические элиты России и общественность любят говорить о том, что Российская Федерация — это своего рода монолит. Но только тот, кто хорошо знаком с нравами в этой стране, знает, что на практике этого никогда не было. Конечно, пока российская экономика росла, люди жили довольно хорошо и подобные слова они воспринимали с некой покорностью, не возражали против них и, может быть, даже им верили. Однако теперь можно снова ожидать усиления тенденции к децентрализации в некоторых регионах. Подобные настроения всегда характеризовали те части страны, где мощная сырьевая база или сильно отличающийся этнический состав населения. Думаю, что и теперь будет так же. Риск можно прогнозировать, несмотря на то, что сейчас там спокойно, в Татарстане и Чечне», — полагает Михаил Романцов.
В определенной мере его слова могут подтвердить и сообщения о том, что в Сибири стали появляться сепаратисты. Их немного, поэтому до Кремля доносятся лишь отголоски их призывов к большей автономии. И все же, вероятно, политические лидеры не слишком рады тому, что подобные новости приходят именно сейчас. И в пользу этого говорят довольно решительные меры, предпринимаемые против подобных тенденций, например, в виде блокирования интернет-страниц и прочее.
Все это выглядит немного странно на фоне того, что несколько последних месяцев от российских СМИ только и слышно, что все русскоговорящие жители Украины имеют право на самоопределение, и что лучше Украине стать федерацией.
В России укрепляется авторитарный режим
«Это ясный пример того, о чем я уже говорил. То есть что Россия укрепляет и частично переходит к авторитарному режиму. В этом отношении интересно следить за работой средств массовой информации. Так как они часто берут информацию из источников, которые являются прокремлевскими или зависимыми от информации из российских правительственных кругов. В итоге некоторые сообщения звучат совершенно иначе, нежели реально обстоят дела. Возможно, за этим стоит языковой барьер многих журналистов, которые зависят только от англоязычных источников, так как не владеют русским, но за этим также может стоять тот факт, что они не ищут всю доступную информацию, которую можно найти в интернете. Поэтому о возможных тревожных сигналах они не информируют или информируют не вовремя. В случае с Сибирью это отчасти удалось. Учитывая то, что все-таки это огромная территория, включающая три федеральных округа, можно предполагать, что там еще могут быть волнения», — заявил Романцов.
Однако, по его словам, появление различных оппозиционных движений угрожает не селам и деревням, а, что понятно, городам. «Конечно, развитие ситуации будет зависеть от того, сумеет ли оппозиция, сегодня разобщенная, объединиться», — добавил геополитолог.
Волнения могут прийти из Сибири?
Именно огромная Сибирь может сыграть ключевую роль. В том числе и потому, что соседствует с самым густонаселенным государством мира — Китаем. «Территории России и соседнего Китая не сравнить. Но на российской стороне границы русские безуспешно ищут работу и уезжают за ней в близлежащие китайские регионы, а густонаселенность по разные стороны границы отличается в разы. Несмотря на то, что постоянно инициируются и предпринимаются попытки наладить экономическое сотрудничество, сейчас на китайской стороне живет в 14 раз больше людей, чем на российской. И это о чем-то говорит. В экономическом отношении сейчас положение таково, что Китай получает из России почти все, в чем нуждается. Санкции, и против России и ответные, этому, что очень вероятно, еще больше поспособствуют. Так что Китай наживается, ведь получает товары по более выгодной цене, нежели покупал бы у Европы или других стран. Так что российские регионы, соседствующие с Китаем, со временем могут начать просить большей автономии, чтобы продолжать укрепляться», — заключил Михаил Романцов, добавив, что волнения могут охватывать и некоторые другие части Российской Федерации по мере того, как в стране вследствие санкций будут расти цены или усиливаться социальная нестабильность.