На спад напряженности на Украине рассчитывать пока не приходится. Как раз наоборот, несмотря на произнесенные в Минске слова примирения, президент России Владимир Путин отправляет украинским сепаратистам людей и военную технику, рискуя тем самым еще больше обострить кризис. Этот шаг вызвал настоящую бурю негодования, и Литва даже добилась созыва в четверг внеочередного заседания Совета безопасности. Перспектива прямого столкновения российской и украинской армий становится как никогда близкой. Так, какую же игру ведет Владимир Путин?
Цели Кремля остались прежними: ему нужно любой ценой не допустить сближения Украины с Европейским Союзом и НАТО. Для этого Москве непременно нужны собственные пешки в стране. Поэтому сепаратисты становятся для нее средством давления, разменной монетой и единственным рычагом. Их главные оплоты, Донецк и Луганск, недавно оказались в окружении регулярной армии, и капитуляция мятежников казалась практически неизбежной. Реакция России не заставила себя ждать: она всего за несколько дней переломила ход боев, и теперь в тяжелом положении оказались уже украинские силы.
Аргументы на переговорах
В феврале бывший президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что конечная цель Владимира Путина заключается в аннексии всей Украины или ее части для формирования единой территории от Азовского моря до Приднестровья (сепаратистская республика в Молдавии) и Крыма. Этот катастрофический сценарий будоражит украинские круги и питает воинственную риторику ультраправых движений вроде «Правого сектора».
Но если Владимиру Путину на самом деле нужны новые завоевания на Украине, зачем ждать так долго? Скорее всего, российский лидер хочет подойти к будущим переговорам с позиции силы. В таком случае он мог бы потребовать гарантии неприятия Украины в Евросоюз и НАТО. А также добиться международного признания присоединения Крыма к России. Владимир Путин готов заплатить высокую цену за утверждение того, что он считает национальным интересом страны. Угрозы новых санкций, о которых вчера говорил британский премьер Дэвид Кэмерон, и перспективы рецессии в экономике не смогут заставить его изменить позицию. Тем более что внутри страны его непреклонный и националистический курс лишь укрепляет его популярность.
Но готов ли он дойти до войны? Американцы, европейцы и россияне заинтересованы в том, чтобы избежать прямого столкновения российской и украинской армий с предсказуемым результатом и непоправимыми последствиями. В таком случае Россия надолго оказалась бы изгоем в сообществе наций, что очень дорого обошлось бы всей мировой экономике. Однако в этой игре с огнем Владимир Путин может выпустить ситуацию из-под контроля: получившие его поддержку сепаратисты могут перестать слушать его. А противостоящие им бойцы украинской Национальной гвардии могут решить ответить на провокации. Наконец, поле для маневра президента Украины становится все уже с приближением намеченных на 26 октября досрочных парламентских выборов.