Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа готовит новые санкции против России, и возникает вопрос о том, каким будет ответ Москвы. Может ли Владимир Путин сократить поставки газа в Европу? Россия не только использует газ как рыночный товар, но и связывает с ним политические инструменты интервенции. Можно ли ожидать, что ограничение поставок газа в Европу станет следующим санкционным шагом Москвы?

Европа готовит новые санкции против России, и возникает вопрос о том, каким будет ответ Москвы. Может ли Владимир Путин сократить поставки газа в Европу? Дело в том, что Россия не только использует газ как рыночный товар, но и связывает с ним политические инструменты интервенции. Приведу несколько примеров: в 1992 году «Газпром» без предупреждения остановил поставки газа в Прибалтику, чтобы пресечь эмансипационные усилия Литвы, Эстонии и Латвии, а в 2009 году он прекратил поставки газа на Украину, в том числе транзит газа другим странам-потребителям. В 2014 году Россия опять остановила поставки Украине, причина – стремление сделать эту страну участницей евразийского проекта.

Учитывая подобную логику, теперь можно ожидать, что ограничение или остановка поставок газа в Европу на самом деле могут стать следующим санкционным шагом Москвы. Тем более что в «противостоянии» санкций пока намного большие потери мы наблюдаем с российской стороны. В Европе российские меры ударили, в первую очередь, по сельскому хозяйству и пищевой промышленности, но по совокупности все это экономический ущерб небольшого масштаба, поддающийся локализации. В России все принципиально иначе: их «продовольственные» санкции влияют сильнее на российских потребителей, чем на европейских производителей. Так что единственным, кто на собственной шкуре ощущает эти санкции, а также санкции евроатлантического пространства, является российский потребитель. Однако как раз это в России может работать как инструмент «мобилизации российского народа», который обижают империалисты. И с народом, настроенным таким образом, можно предпринимать большие ответные шаги – например в виде закрытых газовых вентилей для Европы.

Но здесь есть один тормозящий аспект: 50% российского государственного бюджета формируется из средств от продажи углеводородов, 80% экспорта составляет углеводородное топливо. Россия не располагает другими альтернативными рынками, на которые можно было бы выйти с нефтью и газом. Высокий уровень российских валютных резервов на самом деле бесполезен в ситуации, когда из-за санкций им нельзя воспользоваться на международной арене. Вывод очевиден: без экспорта нефти и газа российская экономика быстро окажется на дне. Остановка или ограничение поставок имели бы и еще одно, более долгоиграющее, последствие – потерю бизнес-доверия. При этом в течение следующих трех лет Евросоюз способен серьезнейшим образом вытеснить российские поставки газа. Речь идет не только об американском или европейском сланцевом газе, но и о форсировании энергосбережения. С точки зрения Путина, газовые санкции могут быть привлекательны, так как поспособствуют краткосрочному или среднесрочному укреплению его внутриполитической позиции. Но в реальной долгосрочной перспективе они могут навредить самой России больше, чем Европе.

Автор является консультантом по вопросам энергетики.