У «Марша мира», который прошел в прошлое воскресение — Международный день мира — в Москве, были все шансы, чтобы не состояться. До последнего участники антивоенной акции не могли договориться с московской мэрией о формате мероприятия. Накануне в СМИ даже появилась информации об отмене шествия. Однако Марш не только состоялся, но и стал самой массовой протестной акцией с момента оккупации Россией Крыма. По разным оценкам на демонстрацию пришло от 5 тыс. до 100 тыс. россиян, которые прошлись от Пушкинской площади до проспекта Сахарова.
• Люди вышли на демонстрацию с флагами России и Украины. На Марше было много плакатов и транспарантов. «Руки прочь от Украины», «Путин, выведи войска», «Ваша война нам не нужна», «Хватит врать и воевать», «России свободу, Украине мир», «В Киеве братья, хунта в Кремле», были самыми популярными. На акции в Москве не обошлось и без провокаций — два десятка агрессивно настроенных людей с символикой «Новороссии» попытались влиться в ряды демонстрантов Марша, но полиция пресекла это.
• «Цель проведения мероприятия — протест против войны на юго-востоке Украины и требование немедленного прекращения военной агрессии со стороны России», — отмечалось в заявлении организаторов.
Как отметила BBC, в проекте резолюции, опубликованной на сайте акции, среди прочего содержатся требования «вывести с территории Украины российские войска», расследовать факты «незаконного понуждения со стороны властей РФ российских военнослужащих к участию в боевых действиях на юго-востоке Украины», а также «прекратить торговую и газовую войну против Украины». Этот документ уже подписали экс-премьер России Михаил Касьянов, журналист Евгений Киселев, художник Андрей Бильжо, эколог Евгения Чирикова, актриса Татьяна Лазарева и другие.
К слову, один из организаторов Борис Немцов так прокомментировал на своей страничке в «Фейсбуке» воскресную акцию: «Главный итог — в России возникло серьезное антивоенное движение — партия Мира, которая вчера выглядела достойно и мощно особенно на фоне жалкой партии войны, лидером которой является Путин. Назвать маргиналами десятки тысяч образованных, свободных людей на фоне малочисленных путинских фриков не смог даже лживый агитпроп».
• Помимо Москвы подобные акции прошли в Санкт-Петербурге, Воронеже, Волгограде, Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Ставрополе. Антивоенные акции также состоялись в Киеве, Берлине, Париже, Вене, Бургасе и Вашингтоне.
• В Петербурге власти отказались согласовать Марш мира, и организаторы решили провести шествие от метро «Горьковская» к Казанскому собору. В результате получилось одно из самых массовых в истории города несогласованных антивоенных выступлений: через Троицкий мост прошло более тысячи человек, в народном сходе приняли участие от двух до трех тысяч.
Пробудил ли Марш мира гражданское общество в России? Об этом мы поговорили с независимым журналистом Семеном Новопрудским (Москва):
— По всем опросам большинство россиян не поддерживает «чистую», горячую войну с Украиной. Пока это важный показатель того, что в России вообще возможны уличные акции протеста, которые казались невозможными в последние год-полтора года. Не в смысле, что эти акции разгонят, а в том смысле, что на них никто не придет. В России много было написано о том, что российская оппозиция деморализована, подавлена, но тем не менее, она существует. Людям на маршах, прежде всего в Москве и Петербурге, было важно убедиться, что не так уж мало тех, кто готов выйти на улицы и отстаивать такую позицию.
• Это — важный момент, который знаменует возможность возрождения уличных акций протеста. Российская власть не смогла той пропагандой, которая была и остается невиданной по накалу за все постсоветское время, зомбировать и парализовать волю людей.
В тоже время, этот марш не означает, что российская власть стала слабее. Но это значит, что нельзя утверждать, что в России есть только одна точка зрения. Эта акция свидетельство того, что активное меньшинство может публично заявить о своей позиции.
• Однако не стоит сильно преувеличивать демократичность российской власти. С одной стороны, она понимает, что оппозиция ей пока не угрожает и это — немногочисленная акция. Хотя в Москве, по самым скромным оценкам, на акции было около 30 тыс. человек. Очень показательно, что власти дали провести этот марш, однако так скупо государственные СМИ еще никогда не освещали акции российской оппозиции. Ранее на крупных телеканалах и провластных масс-медиа были гневные тексты, что на демонстрациях никого нет, а те, кто пришел — продались и т.д.
• Если бы власти не дали провести эту демонстрацию — это было бы свидетельством того, что власть боится. Однако дав разрешение, власть будто себя подбадривают, пусть, мол, пройдут. После этого марша Financial Times написала, что либеральная оппозиция в России подала слабые признаки жизни.
В то же время, это не значит, что власти разрешат проведение других акций. Но поскольку эта демонстрация заявлялась как Марш мира (а Россия официально делает вид, что она за мир), то если бы власти запретили ее проведение, то это было бы нехорошо даже в их сознании. Однако не факт, что подобный марш дали бы провести в конце августа, зато сейчас он не противоречит фейковой официальной позиции России.
• Этот марш важен не столько для того, чтобы остановить конкретную войну, сколько для того, чтобы показать, что в России нет полного единомыслия и Кремлю не удалось полностью зачистить политическое пространство.
В России «легальных» оппозиционных партий нет, зато есть легально выражаемые мирным путем оппозиционные мнения. Это — сигнал к тому, что российское общество не гомогенно и что не удалось зацементировать всю страну так называемым крымским большинством.
В любом случае, этот марш дает основания полагать, что политическая деятельность в России возможна: есть кому ее вести. Это люди, которые готовы выражать гражданскую позицию, принципиально противоположную власти.