Москва — Старение российского общества и так называемый «консервативный поворот» в политике Москвы стали одними из главных тем первого дня дискуссий участников 2-й международной конференции по политической демографии и макросоциологической динамике, открывшейся в Москве 12 декабря. Местом проведения форума его организатор — Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) — выбрала Институт экономической политики имени Егора Гайдара. Власть в России эксплуатирует страх пожилых людей перед неизвестным будущим, констатировали эксперты.
Голос из «ужасного далека»
В РФ 23 процента граждан — пенсионеры, из них 9,7 миллиона человек — мужчины, 23,8 миллиона — женщины. Значительная часть россиян, достигших пенсионного возраста — 37,4 процента, — продолжает работать. Причем 90 процентов пенсионеров работают еще около трех лет, 60 процентов — еще пять лет. Эти данные привел в своем докладе на конференции научный сотрудник международной лаборатории политической демографии и макросоциологической динамики РАНХиГС Кирилл Новиков.
«Отсюда следует, что, в отличие от пенсионеров многих других стран, например Германии, где мужчины выходят на пенсию в 67 лет, а женщины — в 65, российские пенсионеры гораздо моложе, они энергичны, сохраняют социальные связи и политическую активность», — сообщил Новиков. По его данным, еще одна особенность российских пенсионеров — жесткий консерватизм. Опросы, проведенные среди пожилых людей более чем в 30 странах, показали, что такие ценности, как безопасность и традиции, в России ставятся на первое место, в то время как готовность к риску и чему-либо новому — на последнее. Первыми в списке готовых экспериментировать оказались пенсионеры из Исландии.
Объясняя этот феномен, эксперт вспомнил о событиях 1990-х — чеченских войнах, а также дефолтах и терактах, пережитых россиянами. «В большинстве интервью, проведенных социологами, опрошенные пожилые люди в России рассказали о чудовищном опыте 90-х, перевернувшем их жизни», — отметил Константин Новиков. По этой причине большинство пенсионеров в России поддерживают традиционные ценности и боятся перемен.
Мобилизация пожилых
Любопытно, что нынешняя власть не сразу поняла, каким мощным электоральным оружием обладает, и поначалу чуть не совершила ошибку. Когда в 2004 году проводилась монетизация льгот, пенсионеры вышли на улицу. «Стало понятно, что они протестуют не против того, что у них отняли право бесплатного проезда в транспорте, а против изменившегося отношения: прежние социальные привилегии они рассматривали как признание их заслуг, как часть самореализации», — говорит Новиков. По его словам, увидев масштаб этой глыбы, тень «приближающегося седого гиганта», власть поняла, что его надо использовать, надо с ним «дружить».
Серьезным подтверждением этой мысли стали митинги белоленточной оппозиции 2011 года в России. «На них выходили люди среднего возраста, и единственное, что всерьез можно было им противопоставить, — это традиционные ценности», — объяснил эксперт. Поняв это, один из главных политтехнологов Кремля, первый замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин разработал стратегию агитации пожилых.
Очень кстати пришелся и отмененный порог минимальной явки избирателей. Опросы показали, что 65 процентов людей старше 50 лет всегда ходят на выборы. В итоге пожилые люди составляют от 40 до 70 процентов голосующих. Российские СМИ довершили дело, и теперь можно сказать, что даже при минимальной явке на выборы большинство избирателей (а это всегда будут люди в возрастной категории «50 +») проголосуют за несменяемость власти и политического курса.
Инерция против недоверия
Ухудшение возрастной структуры в России действительно является объективной реальностью, подтвердил в беседе с корреспондентом DW председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. «Сама система воспроизводства населения в России разрушена. Вместо коэффициента рождаемости 2,4 мы имеем 1,6, то есть, грубо говоря, на одну женщину должно приходиться в полтора раза больше рожденных детей. Конечно, старение в таких условиях неизбежно, и в ближайшие годы мы увидим уменьшение количества экономически активного населения», — отметил Крупнов.
Есть, по словам эксперта, и еще одна причина, по которой в России на выборы ходят в основном пожилые люди: «Дело в их инерции и доверии к государству. Для пенсионера это привычка, выработанная годами. Надо голосовать — идет голосовать. У молодежи, напротив, в последние годы выработалось отчуждение». Чтобы вернуть людей в возрасте от 18 до 35 лет на выборные участки, необходимо их доверие, которого сегодня нет, говорит Юрий Крупнов: «Молодые люди не верят в то, что выборы — это серьезно. На их глазах происходит воспроизводство элит, и это заставляет их думать, что от них ничего не зависит». В итоге, по его словам, приходится констатировать, что декларируемая электоральная демократия находится в России в глубоком кризисе.