Массированные попытки власти лишить общество голоса и возможности выразить протест свидетельствуют о том, что власть в России находится в состоянии близком к панике. Меры, предпринимаемые против свободы слова, даже отдаленно не напоминают законные. Война властей против независимого томского телеканала ТВ-2 перешла в завершающую стадию.
Российская телевизионная и радиовещательная сеть недавно уведомила телекомпанию об отказе продлевать с ней контракт. 1 января телеканал, который работал 23 года, может замолчать. 13 тысяч человек поставили свои подписи под письмом в защиту телеканала, аудитория которого оценивается приблизительно в 700 тысяч зрителей. В Томске за последний месяц несколько тысяч человек дважды выходили на митинги протеста против ограничения свободы слова. Инициатором кампании против ТВ-2 жители Томска считают недавно назначенного губернатора Сергея Жвачкина.
В минувшее воскресенье прошел митинг и в Москве. В сквере Девичьего поля, около памятника Льву Толстому, собралось несколько сот человек — журналисты, правозащитники, общественные и политические деятели. Известный тележурналист Владимир Кара-Мурза старший говорил, что нынешнего губернатора скоро забудут, а ТВ-2 будут смотреть и помнить еще очень долго.
Журналист томского телеканала ТВ-2 Андрей Филимонов рассказал о ситуации в городе и телекомпании (слушать в аудиоверсии).
Еще жестче власть отреагировала на появившиеся в Facebook призывы прийти на митинг на Манежной площади в Москве 15 января, в день вынесения приговору Алексею Навальному. Главное цензурное ведомство России — Роскомнадзор сначала потребовало заблокировать страничку митинга, а затем и вовсе все страницы, где упоминается Навальный. Что-либо абсурднее придумать трудно. Получается, что фамилия «Навальный» запрещена для упоминаний вне зависимости от контекста.
Между тем, даже если забыть, что цензура запрещена российской конституцией, требование Роскомнадзора закрывать страницы в социальных сетях, где имеется извещение о запланированном на 15 января митинге, абсолютно противоречит и закону, и здравому смыслу. Уведомление об уличных акциях подаются за 10 дней до их проведения и пока, разумеется, не подавалось. Будет митинг согласован с властями или нет, неизвестно. О содержании митинга тоже нигде ничего не говорится. Власть живет догадками, а точнее — страхами. Страх перед массовыми акциями протеста толкает власть на противозаконные и антиконституционные действия.
Одно беззаконие влечет за собой другое. Призыв в Facebook выйти на площадь стал ответом на суд над Алексеем Навальным. Теперь правоохранительные органы обрушат полицейские репрессии на тех, кто 15 января выйдет на Манежную площадь отстаивать свои права на мирный политический протест. Сам же суд над Навальным — такое же беззаконие и покушение на основы гражданских свобод.
Власти рассчитывают запугать гражданских активистов. Вряд ли они смогут запугать всех. Алексей Навальный в своем последнем слове на суде сказал, что он не жалеет о своем призыве к акциям гражданского протеста.
Возможно, запугивания и угрозы репрессий — уже не самый эффективный инструмент подавления оппозиционной политической активности. Законными методами власть справиться с оппозиционными настроениями не может. На незаконные методы общество отвечает реализацией своих прав явочным путем. И в первую очередь прав на свободу слова и манифестаций.