В Екатеринбурге, столице российского Уральского федерального округа, армейский офицер в отставке Владимир Ефимов собирает ветеранов, готовых отправиться на юго-восток Украины, чтобы защищать Россию.
Хотя переброска российских военнослужащих и бойцов «добровольческих» отрядов на Украину уже давно перестала быть новостью, Ефимов рассказал много ранее неизвестных и интересных подробностей о том, как ветеранов российской армии отбирают, организуют и как им оплачивают участие в войне. Его рассказ подтверждает, что армией российских «добровольцев» руководят при негласной поддержке Кремля.
Ефимов — бывший офицер спецназа, который теперь возглавляет Фонд ветеранов спецназа по Свердловской области. В ходе своего интервью местному изданию «Екатеринбург Он-лайн» он рассказал о том, что за прошедший год он отправил 150-250 бойцов в зону боевых действий на Донбассе, Украина.
Хотя он утверждает, что его бойцы — «добровольцы», а не наемники, им платят зарплату: около тысячи долларов рядовым и 2-4 тысячи долларов офицерам. Ефимов не ответил на вопрос репортера о том, кто именно выплачивает им зарплату.
По словам представителей украинского правительства, более 10 тысяч российских наемников составляют основную массу российских сил, которые Кремль использовал для создания сепаратистских «народных республик» в Донецкой и Луганской областях. По словам Ефимова, многие бойцы черпают мотивацию из пропаганды российских государственных СМИ.
«Наша пресса и телевидение подают вопиющие факты. Русские люди не могут терпеть тот террор, который там устроили фашисты. Убитые женщины, дети, старики. Большинство тех, кто едет, сочувствуют, сопереживают, хотят помочь. Особенно это относится к людям 40-60 лет, которые воспитаны ещё в советских традициях». Другие бойцы, по его словам, едут на Украину, потому что им не хватает острых ощущений или попросту нужны деньги.
Ефимов рассказал, что впервые российские бойцы отправились на Украину в качестве «сопровождающих» грузовиков Красного Креста с гуманитарной помощью. Их до сих пор переправляют туда посредством конвоев «гуманитарной помощи», которые организовывает Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В своем интервью, которое было опубликовано спустя день после публикации интервью Ефимова, глава московского отделения Красного Креста Игорь Трунов заявил, что отправка российских «гуманитарных конвоев» на Украину — это нарушение международного права. Он добавил, что «конвои Путина», вероятнее всего, доставляли оружие сепаратистским областям Донбасса.
«Мне не хочется кидать камень в огород наших структур, нашего государства... Но есть международное право. Что такое МЧС? Военизированная структура российского государства. Как военизированная структура попала на территорию чужого государства?…Это вторжение, это нарушение, этого делать нельзя».
Эксперт по Евразии Пол Гобл (Paul Goble) пишет, что в случае с интервью Ефимова «россиянин подтвердил, что именно делает Россия», особо отмечая «уровень детализации, фотографии участников и копии тех форм, которые заполняет он и его товарищи в процессе организации их операции».
В интервью Ефимова можно выделить следующие ключевые пункты:
• Кремль тайно поддерживает эти операции, однако не предоставляет их участникам официального статуса. Ефимов написал в местное представительство президента России Владимира Путина письмо с просьбой о предоставлении этим людям и операции официального статуса, что позволило бы бойцам открыть банковские счета. Полномочный представитель президента ответил: «В данный момент рассмотрение инициативы невозможно. Спасибо за ваш патриотический порыв!»
• Ассоциации российских ветеранов представляют собой обширную вербовочную сеть. «Отправляю не только я, говорит Ефимов. Еще этим занимаются организации афганцев, чеченцев. Объемы мы друг другу не раскрываем, но созваниваемся иногда, чтобы кто-то отбракованный, за судимости, например, по объективным причинам через других не уехал воевать. Но полностью перекрыть поток уезжающих добровольцев, конечно, нельзя: граница открыта».
• Никто не подсчитывает число погибших и раненых российских добровольцев. «Я думаю, ни у кого нет [таких данных], — говорит Ефимов, имея в виду число погибших в боях на Украине. — Работа по отправке никем не координируются централизованно, нет общего сборного пункта, поэтому и статистики нет, как и понимания масштабов».
Интервью с Владимиров Ефимовым было опубликовано на сайте «Екатеринбург Он-лайн» 24 декабря 2014 года.