Состоявшаяся на минувшей неделе в Мюнхене конференция по безопасности наглядно продемонстрировала расхождение во взглядах между Россией и Западом и несоответствие их ценностей. Российская делегация во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым пыталась навязать свою идею о триумфаторстве Запада, о преследовании России и о вероятности дальнейшей конфронтации, если Запад не удовлетворит претензии России. В Мюнхене американские и европейские лидеры, несмотря на различия в расстановке акцентов, в риторике выступлений, а также на расхождения в вопросе о предоставлении Украине оружия, единодушно опротестовали такую позицию, показав, что Россия, вне всякого сомнения, нарушает международные нормы.
Лавров отверг обвинения многих западных участников конференции в том, что действия России на Украине подрывают мировой порядок. Подобно российским парламентариям и специалистам по анализу вопросов безопасности, он представил аннексию Крыма как освобождение этнических русских, опасавшихся репрессий со стороны нового правительства в Киеве, связанного с фашистами. К тому же, все они заявили, что такие же обоснованные опасения испытывают и пророссийские сепаратисты на востоке Украины, но при этом в своих выступлениях все члены российской делегации в Мюнхене опровергали факт оказания Москвой военной помощи ополченцам.
Более того, Лавров настойчиво утверждал, что международная система разрушалась годами и даже десятилетиями вследствие того, что Запад попирал принципы Устава ООН и Хельсинкских соглашений своими односторонними военными действиями, а также расширением НАТО и ЕС на восток. Он заявил, что западные лидеры, выиграв холодную войну, решили, что могут пренебрегать законными интересами безопасности России на Украине и в других странах и настраивали соседние с Россией страны против Москвы. Лавров призвал к всесторонней оценке сложившейся ситуации и заявил, что необходимо отказаться от привычки «рассматривать каждую проблему отдельно», при этом он добавил, что «настоящей Европы не может быть без России». Он вновь заявил, что пора создавать общеевропейский дом на основе принципов равной и неделимой безопасности.
Такая точка зрения резко противоречила мнениям членов американской делегации, в которую вошли представители руководства администрации президента Барака Обамы, а также известные сенаторы-республиканцы. Несмотря на несовпадение политических взглядов, все они в своих выступлениях высказали общую главную концепцию, целью которой было успокоить союзников США и сдержать Россию. Как они заявили, США будут противодействовать дальнейшей агрессии России, вновь подтвердили свою приверженность идее трансатлантической солидарности и готовность защищать международные нормы, которые нарушает Москва — незыблемость государственных границ, недопустимость сфер влияния, а также суверенное право каждой страны выбирать союзников и членство в международных организациях.
Вице-президент США Джозеф Байден (Joseph Biden) высказался в поддержку политики администрации Барака Обамы по «перезагрузке» отношений с Россией, принципы которой он сам и изложил в 2009 году в Мюнхене. Но при этом он обвинил президента России Владимира Путина в том, что тот с тех пор разрушил двухсторонние отношения между странами, проводя политику репрессий внутри своей страны, не желая уважать права соседних стран и совершая другие предосудительные действия. В результате этого, администрация Обамы намерено сменить свои приоритеты и переключить внимание «с восстановления этих важных отношений, на восстановление краеугольных и основополагающих принципов, на которых зиждется свобода и стабильность Европы». Администрация также намерена всячески противодействовать угрозе суверенитету Украины со стороны России, коррупции, с помощью которой Россия добивается свержения правительств иностранных государств, а также использованию Россией энергетических ресурсов в качестве инструментов давления и принуждения. Опровергнув обвинения в том, что США стремится «уничтожить или ослабить экономику России», Байден при этом предупредил, что если Москва будет по-прежнему нарушать международные нормы на Украине и в других странах, Вашингтон и его союзники продолжат воздействовать на Россию экономическими и дипломатическими средствами. Кроме того, они будут поддерживать право оказавшихся в опасности стран защищать себя.
В своем выступлении американский сенатор Джон Маккейн (John McCain) заявил, что Москва возрождает свои имперские амбиции и вновь стремится захватить соседнюю территорию. Предостерегая против самоуспокоенности и упования на то, что история непременно все рассудит, и эти трудности можно преодолеть лишь одними добрыми намерениями, Маккейн заявил, что противостоять российской угрозе можно лишь при наличии желания и способности западных стран объединить усилия и дать ей отпор.
В отличие от представителей США, тон выступления канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) был совершенно иным — она со всей категоричностью заявила, что не собирается устраивать передел Европы или обострять сложившуюся ситуацию. Наоборот, заявила она, «мы хотим обеспечить безопасность в Европе, действуя совместно с Россией, а не против России». Но при этом она поддержала других западных лидеров, в том числе Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg), которые настойчиво заявляют, что Россия нарушила принципы международного права и Хельсинкских соглашений, посягнув на территориальную целостность и суверенитет Украины. И, следовательно, НАТО вправе наращивать военную мощь стран альянса в целях противодействия угрозам со стороны России. Министры иностранных дел Германии и Франции также попытались смягчить жесткую критику в адрес России и настойчиво заявили, что европейцы не могут пойти на возобновление холодной войны.
Независимо от национальной принадлежности и от расхождения во взглядах относительно причин возникшей конфронтации между Россией и Западом, участники мюнхенской конференции согласились с тем, что две стороны не находятся в состоянии холодной войны. Например, никто из выступавших не высказывал угроз и не предупреждал о возможности открытого вооруженного конфликта между Россией и НАТО. Россияне отрицали наличие территориальных притязаний, а западные лидеры подчеркивали, что не намерены изолировать, ослаблять Россию или угрожать ей, и что их единственной целью является удержать Москву от агрессивных действий. Другие участники выступали с пространными рассуждениями о конфликтах на Ближнем Востоке, о проблемах, вызванных использованием кибертехнологий и других технических достижений, а также о других проблемах, которые выходят за рамки масштабной двухсторонней конфронтации, доминировавшей в холодной войне.
Еще одной общей темой незатухающих дискуссий была необходимость противодействия гибридной войне, в которой агрессор использует все виды эффективных невоенных средств — от пропаганды в СМИ, экономических и энергетических инструментов давления, до использования национальных меньшинств — с целью осуществления контроля над другим государством без применения вооруженных сил. Как заявила глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини (Federica Mogherini), Евросоюзу необходимо выработать новую стратегию реагирования в условиях гибридной войны и устранения других современных факторов, препятствующих созданию условий безопасности. Меркель предупредила, что западным странам следует понять, что те военные действия России, которые можно наблюдать на востоке Украины, это лишь часть длинного перечня мероприятий невоенного характера. Например, проникновение агентуры в средства массовой информации какой-то выбранной в качестве цели страны — Западу следует постоянно следить за подготовкой таких действий и пресекать их. Со своей стороны, российские участники конференции выстраивали свои выступления на тему гибридных войн на основе обвинений в том, что Запад добивается свержения правительств иностранных государств, дружественно настроенных по отношению к России, с помощью «оранжевых революций» и подкупа своих реакционно настроенных союзников внутри этих стран.
И наконец, после конференции стало предельно ясно, что лидеры России и Запада больше не доверяют друг другу, хотя американцы, как правило, заявляли об этом более откровенно и единодушно, чем их европейские партнеры, которые сводили свои обвинения лишь к конфликту на Украине. Байден прямо заявил: «Слишком часто президент Путин обещал мир, а потом посылал танки, войска и оружие». Он настойчиво заявил, что запад будет судить Россию по действиям, совершаемым «на деле, а не по документам, которые она подписывает». Маккейн призвал согласиться с «суровой действительностью», в которой Путин «может кое в чем пойти на тактические компромиссы, но лишь для того, чтобы продолжить агрессию». При этом Лавров и другие представители российской делегации представили длинный перечень всех случаев, когда Запад все эти годы демонстрировал свое безразличие и нарушал данные Москве обещания.
Действительно, участники мюнхенской встречи сошлись во мнении, что Россия и Запад пока не дошли до того всестороннего противостояния, которое было характерно для минувшей холодной войны. Но абсолютно противоположное восприятие событий, ставшее очевидным во время мюнхенской конференции, подчеркивает то глубокое расхождение во взглядах, из-за которого возникла сегодняшняя конфронтация между людьми, стремящимися восстановить в Европе мир и благополучие— именно то, чего ей в последнее время очень не хватает.