Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия лучше, чем Европа

© Fotolia / chechotkinФинансы
Финансы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России все очень плохо. Barclays Capital заявил в среду, что ее экономика впадает в «глубокую рецессию». Возможно, как думают некоторые, в политическом плане Россия и возвращается в советские дни. Но и цены на активы становятся такими же бросовыми, как в советские дни. На этом в прошлом обогатилось немало инвесторов.

Сначала опровержение для торопливых. Это не статья-мнение о том, почему российское общество лучше европейского. И не о том, как Европа в сговоре с США пытается разрушить безвинную Россию, рисуя ее в дьявольском образе, а из себя изображая ангела. Если именно в этом состоят ваши убеждения, и вы ищете подтверждение своей уверенности, либо если вы верите в то, что Россия есть средоточие зла, и хотите изложить свои образные поэтизированные гадости в комментариях, то вы попали не туда. Примечание: Всегда полезно читать подзаголовки. В них смысл статей излагается лучше.

Однако... если вы инвестор, вкладывающий средства в Market Vectors Russia (RSX), приободритесь, друзья, и порадуйтесь! CFA Institute провел опрос примерно 120 тысяч дипломированных финансовых аналитиков, и он показал, что Россия в 2015 году является четвертым по привлекательности рынком в мире.

США на первом месте, за ними идут Китай и Индия. Россия в этом году вытолкала с четвертого места Германию.

Конечно, любой, слышавший о бароне Ротшильде или об Уоррене Баффете, знает, что когда на улицах льется кровь, надо покупать. Как сказал однажды Баффет, «за радостное единодушие приходится платить высокую цену».

Россия, несмотря на все ее проблемы, вызывает еретическое восхищение.

Джереми Шварц (Jeremy Schwartz) подробно рассказал нам об этом в четверг в блоге фонда Wisdom Tree, вернувшись с обеда CFA в Денвере. Шварц — руководитель исследований этого фонда. Он отмечает очевидное, что Россия «не в фаворе из-за мощного падения нефтяных цен... и в результате санкций, которым она подверглась из-за политической ситуации на Украине». Вместе с тем, Шварц в своей статье излагает истинную правду о том, что американский распорядитель активами думает о России.

Для начала, даже само упоминание России вызывает нервный смех. Но поговорите с несколькими жадными до наживы глобальными инвесторами, считающими, что Индия пользуется чрезмерной любовью, а Россию чрезмерно ненавидят, и Россия сразу начнет внушать доверие. Для некоторых парней Россия как любовница, которую надо бы бросить, но они не в силах противостоять искушению. Для других она больше похожа на фильм ужасов, в котором полный идиот бежит от погибели и пытается скрыться в сарае для инструмента, где полно ревущих и скачущих бензопил.

Но давайте признаемся: Газпром выглядит весьма неплохо со своей четырехкратной доходностью. Это самая крупная газодобывающая компания в Евразии и самый крупный поставщик газа в Европу. Он слишком дешев, чтобы его игнорировать.

Шварц цитирует председателя Oaktree Capital Management Говарда Маркса (Howard Marks): «Большинство великих инвестиций начинается с дискомфорта. При низких ценах маловероятны те вещи, которые вызывают у людей приятные ощущения: положительные показатели, оптимистические прогнозы. Скорее, такие цены вызывают противоречивые чувства, люди испытывают пессимизм, а показатели у таких активов слабые».

В России все очень плохо. Barclays Capital заявил в среду, что ее экономика впадает в «глубокую рецессию».

Возможно, как думают некоторые, в политическом плане Россия и возвращается в советские дни. Но и цены на активы становятся такими же бросовыми, как в советские дни. На этом в прошлом обогатилось немало инвесторов.

За 20 лет (с 1995 года, то есть, спустя четыре года после распада Советского Союза) среднее отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию в России составляет 6.6x. Российские акции всегда были обесцененными. В конце концов, это же Дикий Восток, не заслуживающий доверия. Для сравнения, среднее отношение цена-прибыль за 20 лет по индексу китайских компаний MSCI China составляет 13.3x, а по индексу MSCI Emerging Markets 13.1x. А теперь прокрутим время вперед до января 2015 года, и мы увидим, что отношение цена-прибыль по российским ценным бумагам по индексу MSCI Russia составляет всего 3,4%.

Инвесторы в этом году снова обращают внимание на российский блошиный рынок.

Market Vectors Russia с начала года до настоящего момента поднялся на 12,85%, побив MSCI Emerging Markets и S&P 500. Он также лучше, чем индекс Wisdom Tree India (EPI), в который в этом году просто влюблены биржевые инвестфонды ведущей четверки с формирующегося рынка. EPI вырос на 7,12%.

Российский центробанк провел хорошую работу по снижению волатильности валюты. Несмотря на постоянное укрепление доллара и падение нефтяных цен, рубль по отношению к доллару понизился всего на 2,6%. Евро опустился на 14%.

Глядя на Россию, мало кто из долгосрочных инвесторов придерживается точки зрения Ротшильда.

«Россия слишком дешева, чтобы ее игнорировать, но пока там что-нибудь не изменится, мы пас», — говорит старший аналитик Бен Розин (Ben Rozin), работающий в Рочестере в инвестиционном фонде Manning & Napier, управляющем капиталом в 47,8 миллиарда долларов. Розин сказал мне, что они владели российскими интернет-компаниями Mail. ru и Yandex, но ушли из России, когда во втором квартале рынок резко вырос. Инвесторы в России делали то же самое, поверив плохим новостям о политических волнениях в Крыму. Потом начались санкции. RSX начал устойчиво расти. Когда Россия 17 марта официально присоединила Крымский полуостров, биржевые индексные инструменты за четыре месяца выросли на 22%.

«Вопрос следующий: что нам дает эта дешевая цена? Появится ли у иностранных инвесторов стремление вернуться в Россию через год или два? Особого повода для их энтузиазма мы пока не видим», — говорит Розин.

Может, Россия и заняла четвертое место, отстав от США, но это очень отсталое четвертое место. США нравятся инвесторам за стоимость активов и фиксированные доходы, а также за все то, чего нет в России: низкие издержки инвестирования, низкая инфляция, прозрачная власть и прозрачные компании, работающие в растущей и диверсифицированной экономике.

А вот нефть и политика — по-прежнему самый большой фактор риска. Европе здесь тоже не о чем беспокоиться. На самом деле, дешевая нефть — хорошо для большей части Европы. Как и слабый евро, потому что европейский экспорт становится более доступным для зарубежных покупателей.

«Пока не будет деэскалации напряженности между Украиной и Россией, рубль будет и дальше испытывать давление от избыточного предложения на продажу, — предупреждает главный рыночный аналитик из AvaTrade International Наим Аслам (Naeem Aslam). — Экономические санкции и геополитическая напряженность являются серьезной угрозой для российской экономики. Нам хочется увидеть существенное увеличение спроса на нефть. Это укрепит рубль».