Первого мая во Пскове был славный весенний день. Молодежь каталась на роликах и отдыхала на берегах реки Великой. Но 14-летний Владимир решил провести день, стоя на посту у военного мемориала.
Каждые 10 минут он и восемь его товарищей по местному патриотическому клубу в камуфляжной форме по очереди заступали на пост у вечного огня и памятника из стволов зенитных орудий, применявшихся в 1941 году, когда северо-восток России оборонялся от наступления нацистской Германии.
«Мы должны помнить, — сказала учительница Мария Семенова, следившая за сменой подросткового караула. — Страна должна знать своих героев».
Прошло 70 лет после капитуляции нацистской Германии, и Москва готовится к самым масштабным за несколько десятилетий праздничным мероприятиям в честь окончания Великой Отечественной войны. 9 мая на Красной площади состоится крупный военный парад.
За пределами страны на эти тщательно продуманные и проработанные празднования в честь юбилея смотрят со смешанными чувствами и страхом перед тем, что правительство Владимира Путина использует данное событие для подкрепления своего повествования о нападках враждебного Запада на Россию.
Но по мнению Москвы, День Победы как никакой другой праздник помогает сплотить российский народ, который никак не может отыскать свою национальную идею после распада Советского Союза. Во Второй мировой войне погибло более 25 миллионов советских граждан, и в стране вряд ли найдется хоть одна семья, не имеющая прямого и глубоко личного отношения к этому конфликту. «Эта победа — единственное, с чем связан каждый, и в чем все могут согласиться», — сказала обозреватель международного отдела газеты «Коммерсант» Елена Черненко.
Самые яркие воспоминания о войне на западе России, где находился немецкий Восточный фронт. Значительная часть территории страны на сотни километров к востоку от границы с 1941 по 1944 годы находилась под немецкой оккупацией, и там шли самые кровопролитные бои.
В крошечной деревушке Литово, что в 100 километрах к юго-востоку от Пскова, несколько мужчин и женщин среднего возраста на прошлой неделе приводили в порядок памятник павшим на той войне и рассказывали друг другу истории, услышанные от родителей, дедушек и бабушек.
«Это было страшное место, потому что немцы находились прямо здесь», — сказала женщина по имени Анастасия, красившая белой краской обелиск с именами павших советских солдат.
Она рассказала, как немецкая военная полиция разместила свой штаб в имении Алтун, брошенном его владельцами-аристократами во время революции 1917 года. «Они постоянно охотились за партизанами в лесах и наугад арестовывали деревенских жителей, обвиняя их в помощи людям из подполья».
Сегодня эта область медленно теряет свое население. Брошенные деревянные избы рушатся, а пахотные земли постепенно зарастают, превращаясь в болото. Но бесчисленные памятники военного времени, испещрившие местный ландшафт, содержатся в безукоризненном состоянии.
Один из них стоит в удаленной пустоши, и поставлен он в память о 300 мирных жителях, расстрелянных немецкими солдатами. Это лишь один из многочисленных признаков массовых убийств и депортаций, происходивших в этих краях, что подтверждается документами вермахта и Нюрнбергского процесса.
В 50 километрах оттуда группа мужчин деятельно расширяет старый мемориал в память о 2 500 советских воинах, погибших при обороне высоты, когда сюда в 1941 году вторглись немецкие войска, а затем во время немецкого отступления. Мужчины построили вокруг нескольких могил миниатюрную кремлевскую стену и простой белый обелиск. «Раньше здесь чтили память только латышских солдат, но сейчас мы добавили всех остальных, — говорит казах Камзин Жумабек Жекенулы, объезжающий памятники области в автомашине, украшенной официальным российским логотипом Дня Победы — военной медалью и георгиевской ленточкой. «На этой неделе мы поставили здесь семь новых монументов», — заявил он.
Россияне обижаются на то, что международное сообщество не признает ту высокую цену, которую заплатила Красная Армия, освобождая Европу. В прошлом месяце британская компания ICM Research по заданию российского государственного вещательного агентства «Спутник» провела опрос, в ходе которого выяснилось следующее: лишь 13 процентов британцев, французов и немцев считают, что Европу от фашизма освободила Красная Армия. 43 процента назвали освободительницей армию США.
Отчасти это является отражением того обстоятельства, что вскоре после освобождения от нацистов Советы установили свою власть над Центральной и Восточной Европой, но такое неведение раздражает многих в России. Глава путинской администрации Сергей Иванов на прошлой неделе выразил обеспокоенность в связи с тем, что западные политики «целенаправленно пытаются переписать историю».
Такая точка зрения популярна среди простых россиян. Семенова рассказывает ученикам, что ее дед стал свидетелем того, как немецкий офицер застрелил русскую девушку, дабы положить конец ссоре между двумя своими солдатами, спорившими о том, кому она должна достаться.
«Мой дед сказал: чтобы такое не повторилось, он был готов воевать до конца, — сказала Семенова. — Его поколение внесло огромный вклад, дав всем нам возможность жить свободно и мирно. И это достойно памяти потомков».