Бронированные поезда мы, как правило, ассоциируем с давней военной историей — прежде всего, с двумя мировыми войнами, в которых эти поезда играли важную роль. Однако после их значение уменьшилось, и теперь их считают устаревшими. Российское Министерство обороны, однако, по всей видимости, придерживается другого мнения, поскольку недавно оно объявило о планах вернуть бронированные поезда войскам. Более того, в планах — модернизация этого вида военной техники и ее развитие.

Поскольку большая часть изобретений вызывает интерес у военных, то, конечно, неудивительно, что возможность использовать поезда в вооруженных силах начали изучать сразу после их изобретения, то есть уже в первой половине XIX века. Первым конфликтом, в котором железнодорожный транспорт сыграл большую роль, была американская гражданская война. Некоторые специалисты даже считают поезда одним из важнейших факторов, которые способствовали победе Севера, располагавшего более разветвленной и лучше организованной сетью, и его солдаты могли (поскольку перевозились в вагонах) идти в бой отдохнувшими.

За гражданской войной в Америке, разумеется, внимательно следили наблюдатели в европейских странах. Самый большой урок из нее извлекла Пруссия, что позднее сказалось в войне Германии с Францией в 1870 году, когда немцы благодаря государственным железным дорогам прекрасно справились с мобилизацией и доставили солдат на поле боя, с чем французы конкурировать не смогли. В Первой мировой войне поезда для скорейшей мобилизации использовали уже почти все участвовавшие страны.

Но в Первой мировой войне большую роль сыграли и бронированные поезда — прежде всего, на восточном фронте, где ситуация не ограничилась «сидением в окопах». Кстати, в некоторых областях огромной Российской империи не было другого сообщения, кроме железнодорожного. Именно у российской армии использовать «бронепоезда» (как их называют в русском языке) научились чехословацкие легионеры, которые впоследствии широко и успешно использовали их в своей сибирской кампании.

Пиком эры бронированных поездов стала Вторая мировая война, и снова на восточном фронте, где советские и немецкие бронированные составы участвовали в ряде битв и принимали важное участие в охране тыла, а также в борьбе с партизанами. Импровизированные бронированные поезда известны нам также по Словацкому национальному восстанию и чешскому Майскому восстанию. Немцы тоже делали большую ставку на использование поездов в качестве носителей зенитных орудий и радиолокаторов. Один немецкий радарный поезд пробыл на вооружении армии Чехословакии вплоть до 1954 года.

Бронированные поезда использовались и в ходе некоторых других последующих войн (в частности, в Индокитае и Малайзии), а в 90-х годах участвовали в боях в бывшей Югославии (вероятно, самым известным является поезд Krajina Ekspres, принадлежавший хорватским сербам). Но долго и систематично их использовала только армия СССР, а затем Российской Федерации. В 70-е годы советские бронированные поезда охраняли границы с Китаем, а российская армия успешно использовала их в Чечне. Четыре таких поезда под названиями «Амур», «Байкал», «Дон» и «Терек» до сих пор находятся в армейских запасах.

Но Советский Союз представил миру и нечто по качеству совершенно отличное — а именно «ракетные поезда» (официальное название — «боевые железнодорожные ракетные комплексы»). Это были железнодорожные составы, служащие платформой для межконтинентальных баллистических ракет РТ-23 УТТХ «Молодец». Каждый поезд имел три ракеты с максимальной дальностью в 10 тысяч километров и десятью боеголовками, но на вид его было не отличить от обычного товарного состава.

Американцы страшно боялись «ракетных поездов», поэтому, конечно, обрадовались, когда Россия сняла их с вооружения. Но несколько лет назад начали появляться сообщения о том, что Россия рассматривает возможность вернуть БЖРК, что в 2014 году было официально подтверждено. Новую систему под названием «Баргузин», как ожидается, начнут использовать в 2020 году. На каждом поезде планируется разместить шесть новых ракет типа Тополь-М, Ярс и Рубеж. Но этот проект критикуют и в самой России, поскольку, как считает ряд экспертов, все это провокационное «воскрешение реликтов холодной войны».

В начале августа 2015 года министр обороны РФ Шойгу заявил, что отменяет решение своего предшественника вывести и ликвидировать те четыре бронированных поезда, которые хорошо зарекомендовали себя в Чечне. Вместо этого их вернут на службу и модернизируют. И хотя в масштабном обычном «маневровом» конфликте они принесут мало пользы, в локальных ассиметричных войнах они могут быть по-прежнему чрезвычайно эффективны. Их можно использовать и в операциях против партизан или террористов, для обеспечения безопасности железных дорог, для поддержки саперов и вывоза раненых.

По мнению российских специалистов, в перспективе даже запланировано создание новых бронепоездов с тяжелым вооружением. В частности, говорят о том, что если поезда будут перемещаться в (относительной) безопасности за фронтовыми частями, они могут стать отличной платформой для монтажа таких типов артиллерии, как, например, гаубица «Мста» калибра 152 мм и система залпового огня «Торнадо», использующую неуправляемые реактивные снаряды калибра 122, 220 и 300 мм.

Российские планы говорят о том, что, помимо прихода ряда революционных технологий, сегодня в России происходит нечто вроде «ренессанса» некоторых (якобы) устаревших категорий техники. Танк Т-14 «Армата» стал символом наступления новой эры танков, а теперь, по всей видимости, мы станем свидетелями возвращения бронепоездов. В настоящий момент можно только предполагать, какая еще категория дождется своего «воскрешения», но вполне возможно, что в военной сфере нас еще ждут большие сюрпризы.