В конце прошлой недели многие российские медиа опубликовали результаты медицинской статистики, которые суммировал и подытожил Институт изучения и оценки здоровья, базирующийся в США и работающий при Университете штата Вашингтон. Это исследование финансировалось фондом Билла и Мелинды Гейтс, и его публикация состоялась в журнале Lancet — одном из наиболее престижных медицинских изданий в мире.
Внимание российских СМИ к исследованию привлекли цифры, относящиеся к России. Согласно данным за период с 1990 по 2013 год, обработанным международным коллективом ученых, Россия занимает 108 место в списке по средней продолжительности жизни, находясь между Ираком и Северной Кореей, и 107 место по продолжительности здоровой жизни (между Гондурасом и Тонго).
При этом, несмотря на десятилетие высоких доходов российского бюджета от продажи углеводородов (с 2003 по 2013), этот период не привел к поворотным изменениям в российской статистике. За период с 1990 по 2013 годы, сообщается в отчете, средняя продолжительность жизни в России выросла всего на 1,7 года, а продолжительность здоровой жизни на 1,6 года, что гораздо ниже общемировых показателей, (6,2 и 5,4 года соответственно).
При этом в России, как и раньше, наблюдается большая разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин: для первых в 2013 году этот показатель был равен 65,7 лет, из которых только 58,9 лет — в хорошем состоянии здоровья; для вторых цифры составили 76,7 и 66,6 лет.
Наиболее часто встречающиеся причины ухудшения здоровья и снижения качества жизни россиян — это инфаркты, инсульты, заболевания миокарда, боли в пояснице и шее, а также бытовые травмы. Депрессия, чрезмерное употребление алкоголя, дорожно-транспортные происшествия и рак легких также входят в десятку наиболее распространенных причин потери здоровья среди жителей России.
Каковы причины того, что Россия — страна с огромными ресурсами и небольшим для своей территории населением не обеспечивает качества жизни своих граждан на уровне развитых стран? Об этом корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» рассказал один из авторов исследования — профессор Высшей школы экономики в Москве Василий Власов.
Данила Гальперович: Когда вы проанализировали результаты изменений продолжительности жизни в России за 23 года, вы удивились?
Василий Власов: Результаты, полученные по России, совершенно неудивительны. Они отражают то, что мы страна переходного периода, мало предсказуемая, с плохой статистикой. Проект «Глобальное бремя болезни» — таково его сокращенное название — построен таким образом, что данные, полученные в определенный год в отдельной стране, математически обрабатываются вместе с данными по другим странам за предыдущие годы. Таким образом, возможные погрешности или манипуляции данными корректируются. В этом смысле, то, что мы увидели по результатам этого проекта в России, не является ничем удивительным по сравнению с тем, что мы знали и раньше — высокая смертность, большая инвалидность, огромные потери качества жизни.
— Можно ли ожидать какого-то улучшения в обозримом будущем? Российские власти регулярно говорят об успехах в демографической политике, может быть, эти успехи как-то проявятся?
— К сожалению, перспективы улучшения — очень плохие. Наша страна уже много лет официально живет, устремленная к большей продолжительности жизни, которую наметил президент. И предыдущие годы, по крайней мере, последние 6-8 лет, давали надежду на то, что вот еще немного, и у нас скоро будет такая же продолжительность жизни, почти как в Восточной Европе. Но оказалось, что это не совсем так. Оказалось, что успехи эти временные и не вполне понятные. Повышенная смертность в первой половине 2015 года, например, мною была предсказана. В этом исследовании она не отражена, но, я думаю, что мы будем находиться в переходном периоде еще достаточно длительное время. Я предполагаю, что начинается новая волна повышенной смертности, которая продлится какое-то время, и думаю, что здесь не может быть простого объяснения.
— Но какое-то объяснение того, что Россия, при всех своих ресурсах и доходах от нефти, не может обеспечить качество жизни людей, все же должно существовать.
— Наиболее правдоподобное объяснение, и в целом его придерживается большинство серьезных специалистов в этой области, это то, что наша страна, будучи в технологическом отношении — допустим, по поводу количества атомных бомб — вполне продвинутой страной, в социальном отношении, в отношении человеческого капитала находится на стадии более низкого развития. Это довольно известная закономерность. В примитивных сообществах, в бедных странах, зимой резко увеличивается смертность, а в социально-экономически благополучных странах в том же климате зимой смертность не увеличивается. Почему? Да потому, что у людей есть теплое жилье, хорошая одежда, они нормально питаются. Вот в этом смысле, наша страна, к сожалению, по-видимому, находится в состоянии уязвимом, в котором внешние факторы оказывают большое влияние на продолжительность жизни людей.