«Сотрудничество России и Китая в нефтегазовой сфере ждет новый подъем!» На прошедшем на выходных экономическом форуме во Владивостоке глава китайской CNPC Ван Илинь расточал улыбки. Он был одной из ключевых фигур в делегации Пекина на новой политико-экономической встрече, которая, по замыслу Москвы, должна символизировать ее поворот на Восток на фоне напряженности в отношениях с Западом. «У России есть преимущество: она экспортирует нефть напрямую по трубопроводу, а не по морю», — отметил Илинь после дискуссии о будущем энергетики Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Мы с Сечиным - друзья», — сказал он, отметив региональную программу Роснефти, крупнейшей нефтяной компании страны. «Мы активно работаем с китайскими партнерами по реализации инвестиционных проектов», — подчеркнул с трибуны Игорь Сечин, приведя в подтверждение своих слов следующие цифры: поставки нефти выросли в пять раз за десять лет и продолжают идти в гору, а суммарный объем сотрудничества компании с Китаем перевалит за отметку в 500 миллиардов долларов к 2035 году.
Как и в Пекине, где его на прошлой неделе принимали как почетного гостя, президент Владимир Путин делал громкие заявления, приводил множество цифр и раздавал обещания. Как бы то ни было, новому сотрудничеству России и Китая все еще не удается стать экономической реальностью. Более того, в первом полугодии объемы двусторонней торговли упали на 29% - до 30 миллиардов долларов, сделав недостижимой поставленную Кремлем годовую цель в 100 миллиардов. Впервые за пять лет Россия покинула список 15-ти ключевых партнеров Китая.
Огромный газовый контракт
Громкие заявления о банковских операциях и кредитах в юанях (в обход доллара) пока не дали никаких практических результатов в связи с отсутствием спроса. Новые проекты не могут сдвинуться с мертвой точки, и обоим государствам все еще не удалось довести до конца переговоры о китайской предоплате для реализации подписанного в прошлом году масштабного газового соглашения. «Пока в этом сближении больше политики, чем экономического рационализма: отсюда и такие слабые результаты», — считает уважаемый либеральный экономист Андрей Шаронов. — У Китая сейчас сильные переговорные позиции, и он пользуется этим". Переговоры больше затягиваются из-за того, что спад темпов роста китайской экономики, снижение цен на нефть и обвал курса рубля порождают неуверенность в будущем.