Россия занимается активным привлечением иностранных инвесторов в Приморский край, создавая там особые экономические зоны. Владивосток находится недалеко от Японии, поэтому он обладает большим потенциалом с точки зрения привлечения инвесторов из Японии. При этом состояние инфраструктуры и недостаток доверия к местному бизнесу и властям препятствуют этому.
Путь из аэропорта «Нарита» в недавно модернизированный аэропорт Владивостока занимает около двух часов. Он был обновлен перед саммитом АТЭС, который прошел в сентябре 2012 года. Федеральное правительство инвестировало в строительство крупного моста, университеты и другую инфраструктуру беспрецедентную сумму: 680 миллиардов рублей.
12 октября вступил в силу закон, связанный с идеей президента Путина о Свободном порте Владивосток. Это портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования: для предприятий, желающих работать там, налог, обычно составляющий 20%, будет отменен или составит максимум 10%. Не требуется разрешение на трудоустройство иностранцев.
В июне в территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации были включены Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Владивосток. Компании, работающие там, пользуются льготами в сфере социального страхования сотрудников и другими преимуществами.
Тремя крупнейшими торговыми партнерами Приморского края являются Китай, Южная Корея и Япония, однако местные власти и эксперты особенно рассчитывают на активизацию японских компаний. По словам профессора кафедры мировой экономики, координатора программ Центра исследований АТЭС Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Тагира Хузиятова, японские компании и продукция пользуются большим доверием, поэтому он надеется на то, что японские компании придут на российский рынок.
Тем не менее, Россия и Япония находятся в непростых отношениях: был отложен визит президента Путина в Японию, который должен был состояться в этом году. В связи с этим японские предприятия относятся к работе в России настороженно. Крупнейшим инвестором в российскую экономику является компания «Мицуи Буссан»: 300 миллионов долларов. Глава этой компании Масами Иидзима (Masami Iijima) говорит о заинтересованности в долгосрочной перспективе, однако подробности проекта неизвестны. Компания «Сумитомо Сёдзи» также ограничивается словами о том, что она намерена развиваться в средней и долгосрочной перспективе.
Российская экономика оказалась в затруднительном положении. Из-за падения цен на нефть и обвала рубля в первом квартале 2015 года автомобильный рынок сократился на 30%. В июне во Владивостоке было прекращено производство автомобилей Toyota.
В Приморском крае также недостаточно развита инфраструктура. «На севере Владивостока мы планируем создать место, где будут сконцентрированы логистические центры, однако там практически нет дорог, водопровода, канализации и электричества. Властям не хватает денег», — отмечает Худзиятов.
Также не хватает доверия к местным властям и компаниям. «Мы делали запрос о лицензировании в мэрию, но так и не получили ответа», - говорит заместитель директора представительства банка «Хоккайдо» во Владивостоке Киёхира Ито (Kiyohira Ito). Одно из японских предприятий договорилось о покупке местной деревообрабатывающей компании, однако от администрации так и не удалось получить разрешение.
Из центра Владивостока в аэропорт можно добраться по высокоскоростной автомагистрали. Рядом с ней стоит заброшенный завод. Два года назад его построила корейская компания Hyundai Group с целью производства электрических трансформаторов. Перед началом производства местная электрическая компания пообещала купить всю продукцию, однако не сдержала обещания.
Население Приморского края сокращается: в 2007 году оно стало меньше двух миллионов человек. Власти хотят взбодрить регион за счет привлечения иностранных инвестиций. Тем не менее, для того, чтобы привлечь японские компании, необходимо улучшить бизнес инфраструктуру: развить социальную сферу, административный сервис, а также соблюдать контракты.