Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Израиль расплачивается за пробелы в пиаре

Последнее решение Еврокомиссии означает, что Израилю нужно кардинально изменить свою позицию по отношению к Европе.

© AP Photo / Sebastian Scheiner, FileИзраильтянин смотрит на город Маале-Адумим на Западном берегу реки Иордан
Израильтянин смотрит на город Маале-Адумим на Западном берегу реки Иордан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последнее решение Европы означает, что Израилю необходимо кардинально изменить свою позицию по отношению к ней, сосредоточив усилия не на высокой дипломатии, а СМИ и населении, которое может быть восприимчиво к его сигналу в нынешние времена подъема радикального исламизма. Еврейское государство расплачивается за пробелы своей пиар-стратегии.

11 ноября Европейская комиссия потребовала от 28 государств-членов наклеить особые этикетки на продукты из израильских поселений, которые расположены на западном берегу реки Иордан. Это решение, против которого неизменно выступал Израиль, было утверждено на собрании европейских комиссаров в Брюсселе. Сейчас на этой продукции указано лишь «произведено в Израиле», но впредь место изготовления должно быть обозначено более точно.

Эта символическая мера обсуждалась уже довольно давно. Европа традиционно осуждает непреклонность Израиля, и уже не раз грозила принять меры по поводу строительства поселений на палестинских территориях. Это единственное оружие в ее арсенале. Речь не идет о настоящем бойкоте, потому что продукция продолжит поступать: решать участь выпущенных в этих поселениях товаров будут сами европейские граждане. А они (и особенно французы) стараются держаться подальше от политики, за исключением горстки непримиримых активистов, чей выбор практически не скажется на общих продажах. Цена и качество товара значат больше его происхождения.

По мнению самого ЕС, речь идет прежде всего о «технической, а не политической мере», которая нужна для информирования самостоятельно принимающих решения потребителей. Раз конкуренция в некоторых группах товаров весьма слаба в определенные периоды года, последствия едва ли выйдут за рамки символических. Принятое несколько лет назад решение о запрете ввоза продуктов Jaffa было воспринято как удар по израильскому сельскому хозяйству, но оно уже оправилось от него. Апельсины и грейпфруты сейчас продаются без малейших проблем. В любом случае, затронуто может быть всего 2-3% товарообмена Израиля с ЕС, то есть примерно 200 миллионов долларов, что равняется стоимости трех израильских беспилотников.

У Биньямина Нетаньяху, который заявил, что ЕС «должно быть стыдно за свое решение», нет карт на руках. Он слишком долго выжидал и не задействовал свои рычаги в Европе, а у них нет возможности добиться пересмотра уже принятого решения. Оно стало для него сюрпризом, потому что он слишком недооценивал Европу и уделял слишком много внимания США и ряду азиатских стран. Его аргумент о том, что Израилю приходится иметь дело с «волной терроризма», не относится к делу. В то же время он прав в том, что «маркировка продуктов отнюдь не способствует продвижению палестино-израильского мирного процесса. Маркировка укрепит позиции радикальных элементов, которые поддерживают бойкот Израиля и отказывают ему в праве на существование».

Сложно представить себе, какие политические последствия могут из этого вытечь. Израиль пока не принял ответных мер и лишь сорвал плохое настроение на палестинцах, которые предпочли бы полный запрет продажи его продукции. Но этикетки не отпугнут европейских покупателей, за исключением убежденных активистов.

Однако Израиль страдает от пробела в своей информационной политике. Ему так и не удалось убедить Запад в том, что еврейские поселения — источник рабочих мест для палестинцев. По данным центрального палестинского бюро статистики, в израильских поселениях на Западном берегу Иордана работают более 20 000 палестинских арабов. Учитывая, что на одну израильскую зарплату палестинец может прокормить четыре семьи, бойкот продукции их этих поселений может поставить под угрозу почти 100 000 арабских семей. Такие сведения не могут оставить равнодушными сторонников потенциального бойкота.

Вялая дипломатия


Часть ответственности лежит и на израильской дипломатии. Предыдущий министр иностранных дел Авигдор Либерман был persona non grata в европейских правительственных кругах. Сегодня этот пост совмещает премьер, что оставляет ему немного времени для противодействия решениям европейских комиссаров. Дипломатические отношения с Европой пострадали. Назначение послом на пять лет в Париж не владеющего французским Йоси Гала (при том что в Израиле хватает прекрасно образованных и опытных франкоязычных дипломатов) ситуацию тоже не улучшило. Новому послу Ализе Бин-Нун будет непросто исправить ситуацию.

Европа всегда считалась потерянной для Израиля. И дипломатия ничего не сделала, чтобы затормозить расползающиеся там антиизраильские настроения. Европейский парламент по большей части состоит из сторонников маркировки: в сентябре за нее проголосовали 525 голосами против 70. Одним из немногих несогласных оказался евроскептик из Партии независимости Соединенного Королевства Роджер Хелмер (Roger Helmer): он видит в Израиле «оазис относительной стабильности, демократии, верховенства права, духа предпринимательства и свободного рынка» в окружении «средневековых теократий».

Последнее решение Европы означает, что Израилю необходимо кардинально изменить свою позицию по отношению к ней, сосредоточив усилия не на высокой дипломатии, а СМИ и населении, которое может быть восприимчиво к его сигналу в нынешние времена подъема радикального исламизма. Израильская позиция не разъясняется, словно еврейское государство не хочет опускаться до оправданий на фоне антисионистских, по его мнению, решений, которые зачастую поддерживают открытые антисемиты. Еврейское государство расплачивается за пробелы своей пиар-стратегии.