Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мнимый рост промышленного производства в Латвии

Или почему прав Пол Кругман и ошибается Андерс Аслунд

© http://www.radiopagajiba.lvЗдание завода ВЭФ в Риге
Здание завода ВЭФ в Риге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если посмотреть на график промышленного производства в Латвии за последние пять лет, становится понятно, что никакого реального роста там нет. Показатели сегодняшнего дня чуть ниже данных за первый квартал 2007 года. Я понимаю, что в качестве реакции на кризис многие страны понизили на несколько пунктов критерии успеха, и что рост производства, который в прошлом считался недостаточным, сейчас определяется как «активный» и «значительный».

В процессе заурядного выступления против Пола Кругмана (Paul Krugman), стимулом для которого стала его не вызывающая никаких возражений оценка слабых экономических показателей стран Балтии после кризиса,  Андерс Аслунд (Anders Aslund) сказал следующее (курсив мой – М.А.):

В-пятых, один из старых аргументов Кругмана заключается в том, что странам Балтии надо было провести девальвацию в целях расширения экспорта. Но в этих странах после кризиса произошло обратное, чего не могли предсказать даже самые большие оптимисты – ошеломляющий рост экспорта и промышленного производства.


Если принимать все это за чистую монету, то я понимаю слова Аслунда так. Промышленное производство в странах Балтии сейчас, в начале 2012 года существенно опережает докризисные показатели. Я вовсе не пытаюсь проявлять остроумие или заниматься какими-то фокусами, Аслунд сам открыто заявляет, что налицо «ошеломляющий рост».

Как же выглядит этот ошеломляющий рост? Боюсь, не совсем так, как вам может показаться*.

Если посмотреть на график промышленного производства в Латвии за последние пять лет, становится понятно, что никакого реального роста там нет. Показатели сегодняшнего дня чуть ниже данных за первый квартал 2007 года. Я понимаю, что в качестве  реакции на кризис многие страны понизили на несколько пунктов критерии успеха, и что рост производства, который в прошлом считался недостаточным, сейчас определяется как «активный» и «значительный». Но каков бы ни был сравнительный контекст, пять лет без увеличения производства нельзя называть «ошеломляющим ростом», ибо никакого роста не было.

Читайте также: Латвия становится все более тоталитарной

А как же в этом плане ведет себя вялая и неповоротливая Россия? Вернулась ли она на свой докризисный пиковый уровень промышленного производства? Сделала ли она это быстрее, чем страны Балтии? Ну, данные Федерального резерва могут вас несколько удивить.

Я не знаю ни одного человека (не находящегося на службе у Кремля), который стал бы утверждать, что в России за последние пять лет наблюдается «ошеломляющий рост» в сфере промышленного производства. На самом деле, я вообще не знаю ни одного человека, кто мог бы сказать, что в России наблюдается хоть какой-то промышленный рост. Данные совершенно четко говорят о том, что в России налицо - небольшое увеличение общего объема промышленного производства, и поэтому ее показатели лучше, чем у Латвии. Если «балтийские тигры» - это образцовый пример результативности режима строгой экономии, то что же можно сказать о России? Что она доказала силу и эффективность государственного капитализма? Или это аргумент в пользу сырьевой экономики?



Если не обращать внимания на скучное и избитое политическое позерство, то можно заметить, что прибалтийские страны ни в коем случае не являются образцом показателей и примером для подражания. А их «быстрый рост» в последние годы объясняется тем, что они очень низко опустились на пике финансового кризиса. На самом деле, страны Балтии не только не сумели в полной мере оправиться от мучительного экономического спада времен финансового кризиса, но и имеют худшие показатели по сравнению со своей (предположительно примитивной) соседкой Россией. Россия вряд ли стала мощным локомотивом, бьющим все рекорды на протяжении последних пяти лет, так что это не похвала в адрес Кремля, а скорее убийственный приговор показателям стран Балтии.

Также по теме: Мы ушли навсегда - СМИ Латвии об отношениях с Россией

Конечно, граждане Латвии, Литвы и Эстонии обладают полной свободой и могут следовать той экономической политике, которую считают наиболее подходящей. Они могут переходить на евро, резко сокращать расходы, иметь бюджетный профицит, а также девальвировать свои валюты так, как душе угодно. Страны Балтии - это свободные государства, которые могут свободно делать собственный выбор. Но и мы тоже - люди свободные и имеем право отметить, что избранная ими стратегия оказалась не очень-то эффективной, и что мнимый «быстрый рост» этих стран за последние несколько лет даже не вернул их к докризисному состоянию. По этому поводу можно сказать, что пусть Кругман и не идеален, но он ближе к истине, нежели сторонники режима строгой экономии, направленного на стимулирование роста.

* Скажем откровенно, я намеревался провести полный сравнительный анализ промышленного производства в Литве, Латвии и Эстонии. Однако вебсайты статистических ведомств Эстонии и Литвы оказались поразительно плохи и почти полностью бесполезны. Квартальные данные по промышленному производству в Эстонии отсутствуют, есть лишь информация за год, и то с 2010 года. Поквартальных данных по Литве тоже нет, и там информация разбивается на множество совершенно непонятных и путаных категорий с радикально отличающимися показателями. Если кому-то удастся найти краткие и точные поквартальные данные по общему объему промышленного производства в двух остальных странах Балтии, я с радостью обновлю свой пост. Но имеющиеся сведения говорят о том, что Литва так пока и не превратилась в мощный центр промышленного производства.