Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия не желает уступать Центральную Азию

© РИА Новости Сергей Гунеев201-я Гатчинская дважды Краснознамённая военная база
201-я Гатчинская дважды Краснознамённая военная база
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На фоне событий, происходящих на Ближнем Востоке, Россия укрепляет свои позиции в Центральной Азии, что выражается в продлении срока дислокации ее военных баз в странах этого региона. «Вынужденными союзниками» России на начальном этапе были Киргизия и Таджикистан. События, развернувшиеся вокруг этой страны, показали, какие аргументы использует Россия для разговора со своими «партнерами».

На фоне событий, происходящих на Ближнем Востоке, Россия укрепляет свои позиции в Центральной Азии, что выражается в продлении срока дислокации ее военных баз в странах этого региона. «Вынужденными союзниками» России на начальном этапе были Киргизия и Таджикистан. События, развернувшиеся вокруг этой страны, со всей ясностью показали, какие аргументы и рычаги использует Россия для разговора со своими «партнерами».

В 2011 году, тогдашний президент России Д.Медведев, во время своего визита в Душенбе заявил, что достигнуто соглашение с президентом Таджикистана Э.Рахмоном о размещении российской военной базы на ближайшие 49 лет, и что договор  будет подписан в первом квартале 2012 года. Однако, в июне 2012 года таджикская сторона заявила, что 49-летний срок аренды для нее не приемлем, и что Таджикистан согласен оставить российскую базу лишь на 5-7 лет.  А также, были выдвинуты требования об увеличении арендной платы до 150 млн. долларов США в год и покрытии всех коммунальных расходов.

Данное заявление вызвало явное раздражение Кремля. 3 июля, начальник генштаба министерства обороны России Н.Макаров заявил, что  финансирование расходов 201-й базы прекращается, что в реальности означало начало ее вывода. Командующий сухопутными войсками России В.Чиркин охарактеризовал предъявленные условия как абсолютно неприемлемые для России и недвусмысленно предупредил таджикскую  сторону о возможных осложнениях. Параллельно, в российских средствах массовой информации муссировало мнение, что в 2014 году, после вывода антитеррористических сил из Афганистана и активации «Талибана», Э.Рахмон может разделить судьбу Наджибуллы. Классическими примерами давления на правительство Таджикистана и ведения информационной войны можно считать заявление В.Чиркина о том, что переговоры по размещению военной базы протекают успешно для России и находятся в стадии завершения.

Это заявление вызвало острую реакцию со стороны министра иностранных дел Таджикистана, который обвинил российских военных в некорректности и разглашении информации с закрытых переговоров, а также добавил, что вопрос пересмотра арендной платы военной  базы стоит на повестке дня. Это обстоятельство свидетельствует в пользу того, что Душанбе до последнего момента старалось защитить собственные интересы и достичь приемлемых результатов, хотя, события, произошедшие в Горно-Бадахшанской области не позволили таджикской стороне осуществить желаемое. 21 июля, неподалеку от административного центра данной области, Хорога, неизвестные лица убили высокопоставленного чиновника министерства госбезопасности Таджикистана А. Назарова.

Официальные власти объявили виновными членов военной группировки  бывшего оппозиционера-исламиста и полевого командира Т.Аимбекова, который в тот период был заместителем начальника пограничного подразделения Ишкамышского района (согласно имеющейся информации, Горно-Бадахшанский отрезок таджико-афганской границы является крупнейшим коридором наркотранзита, который контролируется российскими спецслужбами). 

24 июля, операция по задержанию криминалов переросла в крупномасштабное столкновение, в котором участвовали до 3000 военнослужащих со стороны правительства.

25 июля, взамен выдачи подозреваемых в убийстве и сдачи оружия, правительство предложило всем остальным участникам событий массовую амнистию. В вооружениях, переданных мятежниками, числились гранатометы и зенитные установки.

Масштабы беспорядков были настолько велики, что  9 августа, неожиданно, таджикская сторона пригласила в Душанбе для переговоров по военной базе российскую делегацию под руководством заместителя министра обороны России А.Антонова, а 16 августа заявила, что отказывается от требования увеличить арендную плату и предлагает Кремлю до 2016 года ежегодно продлевать срок пребывания базы, а в 2016 году подписать договор по выгодным для российской стороны условиям.

События, происходившие в Горном Бадахшане, показали Э.Рахмону, что в случае необходимости, Кремль способен создать серьезные проблемы действующему правительству перед президентскими выборами 2013 года и парламентскими выборами 2014 года. Российская же сторона подкрепила гарантии, выданные таджикской стороной, апробированными средствами.

В частности, 22 августа в Москве было основано оппозиционное таджикское движение «Группа 24» (учредителем является бывший нефтяной магнат У.Куватов), которое предъявило Э.Рахмону ультиматум и потребовало его отставки. Движение выразило свою готовность, в случае необходимости, поднять волну протеста в Таджикистане. «Группа 24» намеревается представить единого оппозиционного кандидата на президентских выборах 2013 года.

1 августа 2009 года, между Д.Медведевым и тогдашним президентом Киргизии К.Бакиевым был подписан предварительный меморандум о размещении российских баз на 49 лет, с последующим автоматическим продлением срока аренды еще на 25 лет. После революции 2010 года, новое правительство сначала согласилось с условиями меморандума, хотя, в начале 2012 года президент А.Атамбаев заявил, что Киргизии «не нужна такая авиабаза, которая даже не платит арендную плату, не выполняет свои обязательства и только тешит самолюбие российского генералитета».

В июле 2012 года министр обороны Киргизии Т.Омуралиев заявил, что запланировано увеличение арендной платы для российских военных объектов и взыскание с них денежных средств. Но, видимо, таджикский пример оказался довольно действенным для киргизской стороны, и 14-15 августа, в городе Чолпон-Ата был подписан договор с российской стороной о размещении военных баз. Кремль определенным образом даже «позаботился» о рейтинге киргизского правительства внутри страны, и вместо первоначально заявленного 49-летнего срока было оформлено соглашение на 15 лет, что официальный Бишкек представил как свою принципиальную позицию и назвал верностью национальным интересам.

Реально, отсчет 15-летнего срока начинается с 2017 года. Вместе с этим, договор предусматривает продление срока еще на 5 лет. В конечном итоге, получается, что соглашение оформлено на 25 лет. Неизменной остается также арендная плата и цены за коммунальные услуги. Позитивным для Киргизии результатом можно считать запланированное на октябрь подписание документа о списании долга перед Россией в размере 489 млн. долларов США.

С учетом фактора революции, произошедшей два года назад, вероятно, Москва дала понять Бишкеку, что имеет возможности спровоцировать в стране беспорядки и задействовать в них сторонников бывшего президента К.Бакиева и исламистские силы.

Примечательно, что 14-18 августа в регионе находилась делегация США под руководством помощника госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка. В споре за статус стратегического партнера США между Узбекистаном и Казахстаном, Узбекистан добился явного преимущества. Выход Ташкента из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) явно указывал на желание сближения с Америкой.

Встречным шагом можно считать официальную презентацию американской стороной региональной стратегии «Нового шелкового пути» в Узбекистане. В средствах массовой информации было распространено сообщение, что первоначально проведение данного мероприятия было запланировано в Казахстане, и причины его переноса в Ташкент не известны. Возможно, игнорирование со стороны США придаст стимул России, и в ближайшем будущем Казахстан станет очередным «вынужденным партнером» России.