Пока вчера в Национальном собрании Армении по большому счету шла внутрисистемная разборка между Республиканской партией Армении (РПА) и партией «Процветающая Армения» (ППА), в соседней Грузии состоялись судьбоносные парламентские выборы. Судьбоносные, так как в результате конституционных изменений в этой стране довольно возросла роль парламента, что обусловлено тем обстоятельством, что президент Грузии Саакашвили больше не может выдвинуть свою кандидатуру на пост президента и планирует стать премьером парламентского большинства и, таким образом, удержать власть.
Однако, как показывают предварительные результаты выборов, Саакашвили в этом вопросе может иметь проблемы, так как по пропорциональной избирательной системе победила оппозиционная партия «Грузинская мечта», лидером которой является миллионер Бидзина Иванишвили.
В этом плане интересны параллели с Арменией, так как лидером ППА является миллионер Гагик Царукян. Однако, в отличие от Царукяна, Иванишвили на выборах смог победить «Единую Грузию» Саакашвили хотя бы по пропорциональной системе. А по мажоритарной системе больше побед одержала правящая сила. Таким образом, на парламентских выборах в Грузии побеждает оппозиция, что в случае постсоветских республик явление просто исключительное. И этим, можно сказать, побеждают осуществленные Саакашвили реформы, побеждает Грузия.
Какие изменения произойдут в этой стране – покажет время. Наконец, не нужно забывать главное – пророссийскую ориентацию Иванишвили, следовательно, логика подсказывает, что с его победой в Грузии, резко повернувшейся в последние годы лицом к Западу, усилится присутствие или влияние России. А это, несомненно, привнесет изменения не только во внутреннюю жизнь Грузии, но и создаст новую ситуацию в регионе. И в этих условиях более чем мелочными кажутся разборки внутри власти в Армении, в том случае, что под нашим носом фиксируются изменения, содержащие довольно интересную динамику и тенденции.
Армения более чем безнадежно отстает от этих развитий. Тогда как после грузинских выборов для нас возникают как минимум несколько фундаментальных внутренних и внешних вопросов: Армения значительно отстает от Грузии не только с экономической и правовой точек зрения, но и в плане политических преобразований, что имеет существенное значение с точки зрения регионального и международного веса. В Грузии определенным образом усилится представленность России, что может усилить также агрессивность российской политики в Армении.
В создавшейся ситуации Армения вынуждена найти ответы и понять, как можно ответить на новую ситуацию посредством предстоящих президентских выборов. Наконец, нельзя забывать, что любое усиление российского присутствия в регионе предполагает увеличение объема деструкции, так как российская политика в содержательном плане не подверглась изменениям, и даже усилила новоимперскую составляющую. И неслучайно, кстати, что на этом фоне в связи с делом Вардана Осканяна (экс-главу МИД 2 октября лишили депутатской неприкосновенности для привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу о легализации доходов) в Армении выступает Союз армян России – структура Ара Абрамяна, являющегося спикером Кремля в отношениях с армянами, и сейчас САР поддерживает Осканяна и ППА.
По-видимому, Россия начинает открытую игру по всему фронту, и ситуация с точки зрения будущего Армении становится действительно фатальной.