Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

И нам, латышам, не безразлично, что произойдет за океаном 6 ноября

© REUTERS / Jason Reed Митт Ромни и Барак Обама
Митт Ромни и Барак Обама
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нас интересует возможная внешняя политика США после президентских выборов. И не столько в отношениях с Латвией, но и в целом в отношении международных процессов, в которые мы в условиях глобализированного мира всегда будем втянуты. С Обамой вроде бы все ясно, его мы знаем, независимо от того, симпатизируем ему или критикуем. Интригующий вопрос о позиции Митта Ромни.

Стремительно приближается 6 ноября, когда граждане Соединенных Шатов Америки будут решать, кто станет хозяином Белого дома на ближайшие четыре года. Похоже, что интрига только нарастает, так как опросы последних дней показывают, что кандидат от республиканцев Митт Ромни по рейтингам популярности догнал и даже в некоторых местах обошел нынешнего президента, кандидата от демократов Барака Обаму. Мир устроен так, что хотим мы этого или нет, но и нам, латышам, отнюдь не безразлично, что произойдет за океаном 6 ноября.

 
Борьба, очевидно, будет напряженной, и есть разные версии о том, что станет тем миллиметром, который определит итог. Например, The Wall Street Journal 8 октября написал, что все решит соревнование между испаноязычными и евангелистами, вернее, то, какая из этих групп окажется более мобилизованной и примет участие в выборах в большем количестве. Испаноязычные – это «золотой резерв» Обамы, а разного рода евангелисты – гвардия Ромни. Так же, как, между прочим, и католическая церковь, которой симпатизирует позиция кандидата от республиканцев по вопросу абортов. Но пусть это остается внутриполитической математикой США, чтобы американцы справлялись с нею сами. К нам это действительно не относится, единственно, может быть, священник Янис Шмитс с нетерпением ждет победы Ромни в надежде, что в таком случае вряд ли посол США в Латвии сможет позволить себе шагать во главе прайда. (Бывшая посол США в Латвии Джудит Гарбер участвовала в шествии представителей сексуальных меньшинств в Риге 2 июня. – прим. переводчика).

Читайте также: Президент Латвии - Страна у нас одна
 
Нас все же больше интересует возможная внешняя политика США после президентских выборов. И не столько в отношениях с Латвией (где вряд ли что-то изменится), но и в целом в отношении международных процессов, в которые мы в условиях глобализированного мира всегда будем втянуты. С Обамой вроде бы все ясно, его мы знаем, независимо от того, симпатизируем ему или критикуем. Интригующий вопрос о позиции Митта Ромни.
 
В прошлый понедельник  кандидат от республиканцев выступил с большой посвященной внешней  политике речью в Военном институте  Вирджинии, которая в большей мере обозначила основные установки Ромни. По поводу них есть о чем подумать.


 
Большая часть речи была посвящена  Ближнему Востоку, точнее говоря, уничижительной критике политики Обамы. Основная установка  Ромни: мы, американцы, предаем своих  друзей. Во-первых, Израиль – в его стремлении «решить» вопрос с Ираном, который «уже практически изготовил атомное оружие». Тезисы Ромни по этому вопросу похожи на слабо скрытую поддержку военного решения проблемы. Он также упрекает Обаму в слишком быстром уходе из Ирака, оставив друзей американцев перед нерешенными проблемами. В отношении Сирии Ромни становится даже сентиментальным, он процитировал некую не названную по имени сирийскую женщину, которая сказала: «Мы вам не простим, что забыли о нас». Забыли что? Прислать бомбардировщики? Это Ромни не уточнил. Хотя, по высказываниям кандидата в президенты, когда он рассматривал (roll-back) необдуманное сокращение Обамой оборонного бюджета США, можно судить, что такие внешнеполитические инструменты кажутся ему более понятными. И все время используется термин «друзья». То, что с определением этих друзей не всегда все просто, - например, Ромни признает, что в Сирии воюют также боевики Al Qaeda, - подробнее не анализируется.

Также по теме: Американский транзит пройдет через Ригу
 
Термин »друзья» очень важен  для концовки речи Ромни, так сказать, для евангелической части. Это трудно анализировать, можно только процитировать: «Есть тоска по ведущей роли американцев (в оригинале «American» с большой буквы) на Ближнем Востоке и не только в этом регионе. Это широко чувствуют друзья и союзники американцев в других регионах (далее следует перечисление фактически всех частей света от Латинской Америки до Тихого океана)… Наши друзья во всем мире (globe) не хотят меньшей ведущей роли американцев, они хотят больше».
 
И в самом конце такой венец: «The 21st century can and must be an American century.» (21- век может и должен стать веком американцев). Кратко и  лаконично, как и полагается евангелисту.
 
На новостных лентах Латвии больше всего цитировалась фраза из этого  выступления Ромни о том, что  «не будет никакой эластичности с Путиным в вопросе о размещении системы противоракетной обороны», (хотя в длинной речи Россия, вернее, Путин упомянут только в двух коротких фразах). Эти слова, безусловно, были, словно мед на уста, для тех из нас, кто считает, что «дать в зубы» это единственная правильная тактика в разговоре с Россией. Но интересно, что эти слова Ромни воодушевили также ястребов по другую сторону пограничного пункта Зилупе. К примеру, печально известный лидер партии «Родина», бывший представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин на своем блоге высказался, что действительно хотел бы, чтобы на президентских выборах в США победил Ромни. Поскольку тогда, по меньшей мере, будет ясная картина, Россия без стеснения сможет разместить свои ракеты в Калининграде, не надо будет возиться с какими-то туманными «перезагрузками» отношений, одним словом – будет мужской разговор.

Так сказать – ястребы всех стран, объединяйтесь! Может быть, действительно снова наступает время ястребов. Как мне сказала одна политобразованная тетушка: когда спекулянты и ростовщики натворят слишком много бед, то жди войны.

Перевод: Лариса Дереча.