Прошедшие в Грузии парламентские выборы стали предметом пристального внимания всего мира. Большой интерес был выказан как со стороны Америки и Европы, так и России. Для одних победа оппозиционных сил на парламентских выборах в Грузии стала логическим продолжением проводимых в стране демократических реформ, а для других, соответственно, сюрпризом.
В реальности, результатами, зафиксированными на парламентских выборах, Грузия сдала тест на демократию и показала, что в этой стране существует гражданское общество, для которого право на свободу выбора является основополагающим.
После победы на выборах оппозиционной силы – «Грузинской мечты», основной вопрос, естественно, касался политического курса нового правительства (тем более, на фоне пиара против лидера «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили, обвиняющего его в пророссийской направленности).
Пришедшие к власти премьер-министр Иванишвили и его правительство в своем первом же заявлении ясно зафиксировали, что официальным курсом Грузии является интеграция в НАТО и Евросоюз. В отличие от некоторых скептиков, грузинский избиратель был уверен в этом, так как европейская ориентация является выбором грузинского народа, и он ни за что не отдал бы свой голос другой силе.
Предметом интереса экспертов и политиков также являются грузино-российские отношения, проблема Абхазии и т.н. Южной Осетии – насколько актуальными станут они для нового правительства, следует ли ожидать потепления отношений между Грузией и Россией, за счет чего это произойдет и т.д.
Отношения между любыми двумя государствами зависят от каждого из них.
В конкретных условиях значительными факторами, предопределяющими налаживание отношений, станут встречные шаги России в ответ на политические или экономические предложения со стороны Грузии. Для этого необходимо, чтобы Россия признала существующую реальность – Грузия уже на протяжении двадцати лет живет как суверенная независимая республика. Ее население ориентировано на западные ценности и давно освободилось от синдрома «старшего брата», что является необратимым процессом. В то же время, грузинский народ все еще помнит о дружбе с российским народом и готов возобновить ее.
В нынешнем российском правительстве сильны имперские настроения, и ему трудно представить и принять республики бывшего Советского Союза в качестве независимых государств (хотя, Россия упорно пытается доказать международному сообществу, что неотъемлемые составные части Грузии – Абхазская автономная республика и Цхинвальский регион – это независимые республики Абхазия и т.н. Южная Осетия, и призывает к их признанию), поэтому большое значение придается разрушению стереотипов в российском правительстве.
В процессе налаживания отношений большое значение будет иметь то, какую роль придаст Россия имеющимся у нее в руках рычагам – ею же признанным сепаратистским регионам Абхазии и «Южной Осетии».
Ситуация не так уж проста:
Грузия никогда не смирится с потерей своих территорий. Восстановление территориальной целостности есть и будет ее главным приоритетом.
Со своей стороны, сепаратистские правительства, поощряемые Россией, стараются убедить абхазский и осетинский народы, что рано или поздно Грузия будет вынуждена признать их независимость.
И, наконец, для главной стороны конфликта, самой России, и Абхазия, и т.н. Южная Осетия являются всего лишь средством политических спекуляций, и на данном этапе, возможно, ей нужно признание их независимости, в качестве главного препятствия для Грузии на пути интеграции в НАТО.
Грузии не следует иметь завышенных ожиданий. Россия всегда будет стараться сохранить в данных регионах такое статус-кво, которое будет выгодно для нее.
Это должны учесть абхазы и осетины и по мере возможностей постараться проводить по отношению к Грузии независимую политику, что, бесспорно, будет весьма сложно, так как Россия будет всячески этому препятствовать.