Ну вот, Москва опять подложила свинью. Едва белорусский официальный лидер отчитался на публике об урожайных итогах своего визита в белокаменную, как тамошнее Минэнерго выступило с опровержением. Информация о том, что достигнута договоренность о поставках в Белоруссию в 2013 году 23 миллионов тонн нефти, не соответствует действительности, заявила российская сторона вечером 21 декабря.
Несколькими часами ранее Александр Лукашенко, посещая столичный университет информатики и радиоэлектроники, уверил, что с нефтяным балансом на следующий год дело в шляпе: «Они-то 18,5 миллиона тонн предлагали, мы хотели 23 миллиона тонн. Мы с россиянами, правда, договорились на поставку 23 миллионов тонн нефти».
Миллиарды, растаявшие улыбкой Чеширского кота
Теперь возникает резонный вопрос, насколько соответствуют действительности другие мажорные заявления официального лидера в БГУИРе. Лукашенко явно хотел поднять электорату настроение перед праздниками, предстать этаким Дедом Морозом с мешком подарков от сказочно щедрых россиян с китайцами (с чего бы это, а?).
В частности, из заявлений главы государства вытекало, что российское руководство готово дать на божеских условиях заем в два миллиарда долларов на модернизацию наших предприятий, а также построить дополнительный, третий блок АЭС. Пекин же дает миллиард долларов несвязанного кредита (в последнем случае ключевое слово — «несвязанного», так как обычно прагматичные донельзя китайцы дают деньги сугубо под свою продукцию и услуги).
Этот каскад бравурных заявлений официального лидера вполне объясним, отметил в комментарии для Naviny.by директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман. Лукашенко хочет показать, что съездил в Москву не зря.
По мнению аналитика, глава государства «озабочен невысоким рейтингом и всячески стремится предстать перед белорусами этаким незаменимым добытчиком»: вот, видите, съездил в Кремль — и привез нефть, деньги, а Мясникович да Семашко (премьер и вице-премьер) договориться с русскими не могли.
Но сейчас, после опровержения по нефти, крепнет сомнение: а вдруг и анонсированные миллиарды от Москвы и Пекина растают, как улыбка Чеширского кота?
К слову, подобное уже было в мае прошлого года, когда Лукашенко объявил, что договорился с Дмитрием Медведевым по телефону (!) о шести миллиардах долларов кредита. Оказалось — блеф. Да и о дожде инвестиций, кредитов из Поднебесной уже столько заявлялось, что сложи цифры — получится, пожалуй, больше, чем ЕС в Грецию вбухал.
Вообще, выдавать желаемое за действительное стало фирменным стилем белорусских чиновников. Как только рапортуют, что в каком-то вопросе с Москвой дело на мази — жди с той стороны опровержения.
Но даже если представить, что сейчас новые займы будут получены, то ежу понятно — это не филантропия. Придется отдавать с процентами. А внешний долг страны и так уже вызывает тревогу.
Кредиты: не в коня корм
Но, может быть, ради модернизации стоит залезть в долги — потом окупится с лихвой? Евгений Прейгерман убежден, что без глубоких структурных реформ успешная модернизация невозможна. «Я не верю в административную модернизацию, — говорит аналитик. — И белорусская деревообработка, в которую вложили уже 700 миллионов евро, тому пример».
Еще несколько лет назад Лукашенко козырял тем, что Беларусь практически не имеет внешнего долга. Сейчас совокупный внешний долг — под 33 миллиарда долларов. Неужели власти решили: «после нас хоть потоп»?
По мнению Прейгермана, белорусское руководство понимает опасность сползания в долговую яму, но выбор невелик: или идти на приватизацию, или занимать. В этих условиях «Лукашенко выбирает меньшее из зол в его понимании», полагает собеседник Naviny.by.
Приватизация чревата расшатыванием базиса власти. Поэтому белорусский президент в 2012 году отменил приватизационные списки, продинамил Россию с обещанной по условиям кредита ЕврАзЭС продажей активов на 2,5 миллиарда долларов и даже начал ренационализацию («Коммунарка», «Спартак»). Тем временем пропаганда с новой силой стала пугать электорат страшным Евросоюзом, который здесь все хочет скупить.
В дотационной петле
21 декабря перед студентами БГУИР Лукашенко вновь рисовал Запад жестоким и коварным, приводил в пример разгром Ирака и Ливии.
«Лукашенко позиционирует себя как хранитель главной ценности белорусского народа — стабильности. Но при нем эта стабильность уже давно превратилась в болотную жижу, на такой почве ничто новое и полезное для общества и государства не растет», — отметил в комментарии для Naviny.by политолог, координатор сообщества «Третий путь» Павел Морозов.
Официальный лидер, к слову, в очередной раз повторил перед студентами тезис, которым периодически срезает, как ему кажется, западных журналистов: в Беларуси нет ресурсов для диктатуры.
Хотя червоточина уже в самой аргументации. Ведь не видно даже проблеска мысли о том, что диктатура аморальна, анахронична, безобразна по своей природе. Напротив, читается подтекст: нам бы побольше нефти и газа, а еще бы и ядерные ракеты — вот тогда бы диктатура расцвела пышным цветом!
Также политологи наверняка почешут затылки над концептуальной фразой о том, что «белорусское государство будет строиться на принципах и либерализма, и демократии, и на нормальном консерватизме».
Впрочем, Павел Морозов советует не придавать большого значения жонглированию терминами: «Для Лукашенко политика — это большая игра, где есть высокие ставки, азарт, но нет базовых ценностей».
«Думаю, идеальная модель Беларуси для Лукашенко — это такое государство-труба, — иронизирует собеседник. — На востоке — безропотная Россия, полуколония с белорусскими нефте- и газопромыслами, поставляющая нам бесплатно углеводороды. На западе — безропотные ЕС и США, покупающие все у нас задорого, не поддерживающие оппозицию и молчащие о правах человека. Денежки капают в казну, народ не ропщет, можно играть в хоккей и не о чем не думать. Но это возможно только в сказке».
Да и короткую предновогоднюю сказку разрушает, как видим, циничная Россия, напоминая, что и по нефти, и по другим делам предстоит еще суровый разговор.
Москва, заинтересованная в евразийской интеграции, конечно, не даст белорусской экономике свалиться в штопор. Но и особо разгуляться не позволит. К тому же каждый новый кредит, новый проект (президент признался, что подумывает о второй АЭС) будет сильнее привязывать Беларусь к России.
Лукашенко всячески стремится показать себя удачливым выбивалой ресурсов в Москве. Но у этого сюжета — вторая, печальная сторона: экономика Беларуси в дотационной петле. И Кремль волен эту петлю затягивать по своему усмотрению.
Впрочем, судя по тому, что опровержение относительно нефти таинственным образом исчезло с сайта российского Минэнерго, Москва пока не настроена слишком уж душить партнера. Проплачивать Евразийский союз, как ни крути, придется.