Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина говорит Москве «нет», а Армения?

© РИА Новости Эдуард ПесовМинистр иностранных дел России Сергей Лавров (справа) и министр иностранных дел Украины Леонид Кожара
Министр иностранных дел России Сергей Лавров (справа) и министр иностранных дел Украины Леонид Кожара
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетивший Украину, вернулся в Москву ни с чем: ему не удалось уговорить своего украинского коллегу Леонида Кожару в вопросе перспективности Таможенного союза. А Украина вовсе не торопится в этот союз.

На днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетивший Украину, вернулся в Москву ни с чем: ему не удалось уговорить своего украинского коллегу Леонида Кожару в вопросе перспективности Таможенного союза. А Украина вовсе не торопится в этот союз и будет ждать, как минимум, до 25-го февраля, когда на саммите Украина-ЕС будет подписано соглашение о завершении первого этапа перехода на безвизовый режим. О возможных дальнейших развитиях при отказе Украины присоединиться к Таможенному союзу и вопросах членства Армении в этом союзе «Жаманак» побеседовал с российским политическим аналитиком Алексеем Власовым.
 
- Во-первых, ни  одно официальное решение Киева не окончательное. Мы не раз становились очевидцами этого. Виктор Янукович и его предшественники действуют в режиме фактических решений. Поэтому сказанное 13-го января не означает, что через полгода власть Украины не изменит свою позицию в вопросе членства в Таможенном союзе. Это в первую очередь.
 
Во-вторых, понятно, что с Украиной Таможенный союз был бы намного эффективнее и стал бы более сильной интеграционной структурой, но как минимум до 2015 года это никак не скажется на претворении этого проекта. В плане продвижения единого экономического пространства на территории Евразийского союза все пункты подписанной Россией, Казахстаном и Беларусью дорожной карты в декабре были утверждены, и нет никаких оснований полагать, что вероятность их осуществления может уменьшиться.
 
Конечно, связанная с Украиной ситуация не очень приятная, но она не повлияет на дальнейшую судьбу Евразийского интеграционного проекта.
 
- А  как, по-вашему, в чем причина, что Украина не торопится в Таможенный союз?
- Это политическая  причина, так как традиционно украинский электорат разделен на пророссийскую и прозападную части, и руководство страны должно считаться с мнением обеих частей.
 
Поэтому в конце прошлого года, перед выборами в Верховную Раду, был принят закон о региональном статусе русского языка, а сейчас мы видим, что реверансы делаются в другую сторону: и Азаров, и Янукович уже несколько раз подчеркивали, что вступление в Таможенный союз не является приоритетом внешней политики Украины. Так что, это, скорее всего, политическое, а не экономическое решение.
 
- Играет  ли какую-то роль в этом решении  Европейский союз?
- У Евросоюза  с Украиной сложные отношения, так как в связи с делом Юлии Тимошенко БДИПЧ имеет не столь желательную для руководства страны позицию. Но Украина претендует на получение от МВФ обещанного кредита в 155 млн долларов, что должно способствовать сохранению курса национальной валюты и погашению государственных долгов. Поэтому тут и существует момент, когда Украина не хочет однозначно высказаться за интеграцию с РФ, понимая, что это создаст для нее проблемы в плане получения кредитов от международных структур. Так что, Киев будет маневрировать между Москвой и Брюсселем до последнего момента.
 
- И  сколько это может продолжаться?
- Ну, пока что до предстоящих  президентских выборов, которые  состоятся в 2015 года. Полагаю, до этого момента Янукович продолжит политику маневрирования и найдет обоснования неторопливости: например, сохранить зоны свободной торговли с ЕС и с СНГ. Министры Армении придерживаются почти той же позиции, говоря, что наилучшим для Армении будет иметь такие отношения с Москвой в рамках свободной зоны торговли СНГ и такие же отношения с ЕС. Так что, Украина в этом плане не одинока.
 
- Появились некоторые  сведения о том, что в начале  этого года должны были быть подписаны некоторые документы вокруг сотрудничества Армении с Евразийским союзом, потом разговоры прекратились. У вас есть сведения, о каких документах шла речь?
- Еще нет никаких сведений, что с Арменией подписаны или  готовятся к подписанию какие-то  документы, но 22-24 января в Ереване  будет обсуждена тема Евразийской интеграции. Из России в Армению приедут эксперты, которые встретятся со своими коллегами. Возможно, российские эксперты смогут дать некоторые сведения, как проходит переговорный процесс с Арменией..

- Как вы оцениваете, что выиграет Армения от членства в Евразийском союзе?.
- Учитывая характер экономических  отношений между Арменией и  Россией, учитывая то, что и в  финансовой, и в инвестиционной  сферах Россия является одним  из самых важных партнеров  Армении, то, конечно, вариант более тесной экономической интеграции в первую очередь был бы выгоден обществу Армении, это было бы серьезной поддержкой в достаточно сложных экономических условиях. Но, конечно, имеются и трудности, и главная из них – это отсутствие прямых географических границ между двумя государствами. Некоторые эксперты предлагают рассмотреть калининградский вариант…
 
- Рассматривая  Армению в качестве эксклава…
- Но эту систему еще  нужно обсудить, и там большую  роль сыграет то, насколько тесно  будут контактировать армянские и российские эксперты, так как политическим деятелям нужно дать более четкую, воспринимаемую картину всех «за» и «против», возможностей, которые могут открыться перед Арменией и всем Южным Кавказом в случае участия в Евразийском экономическом проекте.
 
- Но в Армении  не столь уж видны российские  инвестиции…
- Этот вопрос был обсужден  во время последнего Армяно-российского  межрегионального экономического  форума, который несколько месяцев  назад прошел в Ереване. Конечно, это задача правительств Армении и России: создать условия, чтобы не только давались кредиты, чтобы российские инвесторы не только приобретали имущество, но и делали инвестиции в производство, создавали рабочие места, модернизировали производство. Такая проблема, конечно, существует, но, по-моему, она решаема, если будет политическая воля Москвы и Еревана.
 
- А развитие  отношений Армении с Евросоюзом  и с Евразийским союзом противоречат  друг другу, или их можно совместить?
- Я не сторонник той  мысли, что отношения Армении  и России должны как-то зависеть от отношений Армении с ЕС. Это представления прошлого века, когда говорят, мол, если усиливается сотрудничество с Европой, то ослабевают отношения с Россией. По-моему, так не должно быть.
 
В бизнесе есть хорошее понятие – win-win, т.е. если выигрываешь ты, выигрывает и твой партнер. Другое дело, что некоторые послы западных стран в Армении довольно жестко высказываются о Евразийском проекте и отношениях с Россией. Мне кажется, это не помогает взаимопониманию в тройке Россия-Армения-Евросоюз. В этом плане имеется вопрос риторики. К сожалению, она не всегда адекватна.