Прошло два месяца с тех пор, как в отечественной газовой сфере произошло знаменательное событие: началась реверсная транспортировка в Украину российского газа из Германии по соглашению с немецкой компанией RWE. Иными словами, наконец-то хоть что-то сделано для диверсификации поставок энергоносителей в нашу страну.
Прозрачность нам только снится
Как известно, газовые дела в Украине чрезвычайно непрозрачны, и на голубом топливе почти всегда наживались те, кто имел к нему доступ. Сегодня имеем: две цены на газ - собственный и российский, непрозрачность в распределении газа, расчетах цен и тарифов, - это создает условия для злоупотреблений. Правительство и баланс газа не представляет для широкого ознакомления, даже ведущие политики уверяют, что собственного газа хватает для населения.
Украина добывает 20, а в 2012 г. более 30 потреблено около 55 млрд. куб. м газа, 30 млрд. кубов приходится покупать у России по самой высокой в Европе цене (так в оригинале – прим. переводчика). Цена в 2012 г. поквартально составляла (здесь и далее цена указывается в долл. За 1 тыс. м. куб.): I - 416, II - 425, III - 426, IV - 432. Эту цену правительство представляет с учетом «скидки» в 100 долл., но на самом деле это обман, никакой скидки нет, просто откладывается платеж, долг Украины погашается мизерной платой за аренду Севастополя (преступное Харьковское соглашение. - Авт.). НАК «Нафтогаз Украины» покупает газ по контракту 2009 г., подписание которого санкционировала Юлия Тимошенко; правительство декларировало приобретение вместо оговоренных 42 лишь 27 млрд. куб. м. Интересно, что, кроме государственного «Нафтогаза», право покупать российский газ (в Gazprom Germania) предоставлено Дмитрию Фирташу, делает он это через собственную оффшорную компанию OstChem Holding (Кипр). В 2012 г. он купил 8 млрд. куб. м.
Цены, которые «берут за горло»
За импортный газ по цене со «скидкой» 432 долл.. Украине приходится ежегодно перечислять «Газпрому» 12 млрд. долл., это основная причина отрицательного внешнеторгового баланса, это огромный груз для нашей экономики, который давит и на бюджет, провоцируя его дефицит, и на курс гривны. Нынешняя власть по-своему попыталась уменьшить бремя, отдав Севастополь за 100 долл. мифической «скидки», им Севастополь не жаль, ведь это не «Межигорье». В ответ Янукович от Москвы не получил ни любви, ни дружбы; власть задумалась: а что придется отдавать далее - Одессу? Харьков? Но там «их» интересы. И власть все же начала двигаться в правильном направлении: энергоэффективность, экономия газа, замещение его другими энергоносителями, в частности углем, увеличение собственной добычи, диверсификация источников. Но власть боится Москву и не подает в суд на газового монополиста из-за навязанного нам контракта, который был подписан с нарушением украинских законов.
Непродуманными являются заявления представителей КПУ и некоторых оппозиционеров: для населения - собственный газ по себестоимости, для олигархов - дорогой российский. Собственного газа не хватает на все потребности населения, его нельзя продавать по себестоимости: этим подрываются перспективы газодобывающей отрасли, которая остается без средств на разведку, расширение добычи. Из-за высокой цены российского газа наша промышленность, пусть и в частной собственности, становится неконкурентоспособной, а все проблемы олигархи перебросят на трудящихся, на всю страну. Они могут свернуть производство (рабочих - на улицу, государство - без налоговых поступлений), могут уменьшить объемы, уйти в «тень». Удешевление газа до нормального рыночного уровня - в интересах всего государства, всех людей, а для олигархов надо увеличить налог на прибыль, чтобы большую часть дохода они направляли на энергосбережение.
В прошлом году правительство из госбюджета дотировало «Нафтогаз» на 12,4 млрд. грн. Это неправильно, потому что косвенно дотируются все потребители. Надо повысить тарифы, а средствами из бюджета прямо дотировать бедные слои, скажем, потребителей, остальные - богачи, имеющие «избушки», - пусть платят рыночную цену. Таким образом будет сэкономлена часть бюджетных средств и выполнено условие МВФ, что даст необходимые государству дешевые кредиты.
Потребление газа, закупку его в России правительство сократило, правда, начинать это было два года назад, а вообще - гораздо раньше. На сегодня предложен и осуществляется ряд проектов, чтобы избавиться от газовой зависимости. Не только московское, газпромовское лобби, представленное в том числе и Виктором Медведчуком, но и некоторые журналисты и эксперты со скептицизмом высказываются относительно экономической эффективности диверсификационных проектов. Дело в том, что они берут цену газа 430, а не 530 долл.. Если учесть настоящую цену (530 долл.)., то все проекты окупаются, тем более что они обеспечивают не только газовую, но и политическую независимость.
Туда-назад выходит дешевле
С 1 ноября прошлого года Украина по контракту, подписанному еще в мае «Нафтогазом» и немецкой RWE ST, начала получать газ из Германии через Польшу. Предусмотрена поставка 1,4 млрд. куб. м газа с увеличением в будущем до 4-5 млрд. кубов ежегодно. Пока объемы небольшие, отрабатываются технические возможности газовых систем в реверсном режиме. Словацкая компания Eustream в среднесрочной перспективе должна решить, несмотря на давление Москвы, вопрос о поставках в Украину 8-20 млрд. куб. м. газа из Европы. Купленный на европейском спотовом рынке газ существенно дешевле того, который мы покупаем у «Газпрома». Спотовый рынок Европы сильно влияет на цену региональных рынков стран; спотовая сделка - альтернатива долгосрочной, расчет происходит сразу по цене, которая в данный момент действует на рынке. За последние месяцы прошлого года цена газа на европейском рынке выросла с 300 до 370-380 долл., Но перспективы оптимистичны: Катар вкладывает большие средства в инфраструктуру поставок в Европу сжиженного газа, строит десятки танкеров, Европа строит терминалы. В Европе будет дешевый газ.
Идиотизм политики России относительно Украины проявляется в том, что российский газ, прокачанный от Украины в Германию и обратно, обходится дешевле, чем поставки «Газпрома» в Украину. Для России братской страной является Германия - для нее газ дешевле, а не Украина. Такая ситуация подтверждает также ошибочность, нерыночность формулы, по которой устанавливается цена для Украины.
Другие направления ликвидации газовой зависимости
Альтернативой российскому газу являются также поставки сжиженного газа. В ноябре 2012 года, как известно, вопреки всем скандалам, началось строительство газопровода, который соединит будущий LNG-терминал под Одессой с украинской ГТС. Есть утвержденное ТЭО на терминал; с Турцией имеется договоренность относительно пропуска через проливы ежемесячно 8 LNG-танкеров для Украины. Сам терминал будет строиться в два этапа: 2015 г. - плавучая установка хранения и регазификации, мощность 5 млрд. куб. м.; 2018 - наземный терминал на 10 млрд. куб. м. Имеется договоренность о поставках из Азербайджана (2015 г. - 5 млрд. кубов), ведутся переговоры с Катаром, Египтом, Алжиром, Нигерией, Туркменистаном.
Для увеличения собственной добычи на черноморском шельфе Украина купила две современные самоподъемные буровые установки, которые могут работать на глубине 120 м. Министр Юрий Бойко так и не опроверг обвинения в завышении цены буровых на сотни миллионов долларов. Но вопреки всему СПБУ «Петр Годованец» уже работает и дает газ. В прошлом году добыча на шельфе увеличилась на 0,25 млрд. куб. м. Украина покупает также две полупогруженные буровые установки с возможностью бурения на глубине до 1 км. Помимо самостоятельной добычи, Украина привлекает на шельф инвесторов.
Перспективными являются добыча шахтного метана и сланцевого газа. Относительно метана угольных пластов, то его добыча вдвойне выгодна: и топливо, и безопасность для шахтеров. Несколько шахт Донбасса уже добывают метан для собственных нужд, идет поиск инвесторов. Итальянская Eni заинтересовалась Львовским угольным бассейном.
Украинские запасы сланцевого газа специалисты США оценивают в 1,5 трлн. кубов. Согласно выигранным конкурсам, добывать газ на Юзовском месторождении (Донбасс) будет Shell - добыча в перспективе 30 млрд. куб. м. ежегодно, а на Олесском (Западная Украина) Chevron - 15 мрд. кубов. Планируется в 2020 г. получить 4-5 млрд. куб. м. сланцевого газа. Чтобы высвободить газ из пластов, применяют гидроразрыв с эффектом маленького землетрясения (2 балла). Для этого в пробуренную скважину закачивают воду с экологически вредными химикатами. В Болгарии, Чехии добыча сланцевого газа запрещена, во Франции - 5-летний мораторий, в ФРГ, в штате Нью-Йорк (США) добыча территориально ограничена. На Львовщине население и местные власти тоже побаиваются. Однако риск загрязнения подземных вод сильно преувеличивают. Если придерживаться экологических требований, применять такие технологии, как в США, Канаде, Англии, то добыча сланцевого газа менее вредна, чем угледобыча. США добывают более 50 млрд. кубов сланцевого газа, во многих европейских странах - «газосланцевый бум».
Украина из традиционных скважин добывает от 40 до 70% газа, развитые страны - до 90%. Реабилитация отработанных, малоэффективных скважин может дать дополнительный газ гораздо быстрее, чем получим сланцевый. Правительство собирается работать над этими проектами с компаниями Total и Halliburton, с «Эксимбанком» США.
Москва слезам не верит: нужны опыт и помощь ЕС
Кроме технических проектов, есть еще и политико-правовой путь отвоевать у России справедливую цену на газ, но украинское правительство здесь ничего не делает. Сейчас ЕС по жалобе Литвы проводит расследование нечестной монопольной политики «Газпрома», который устанавливает цены на газ для достижения политических целей. В сентябре прошлого года Европарламент обязал своих членов подписывать контракты с «Газпромом» только с согласия Еврокомиссии. «Теперь российскому газовому монополисту будет трудно защищать контракты с отдельными странами, заключенные вопреки правилам единого рынка ЕС» в прошлом году - считает влиятельная газета «Экономист».
В ноябре прошлого года стало известно, что польская госкомпания PGNiG добилась от «Газпрома» снижения цены с более чем 500 до 450 дол. за 1 тыс. куб. м. Стороны договорились также об изменении формулы расчета цены газа: теперь, помимо цены нефти, будет учитываться цена газа на спотовом рынке. Заместитель председателя «Газпрома» Александр Медведев признал, что это «отражает определенные изменения, которые произошли на газовом рынке Польши и Европы». Как следствие, PGNiG отозвала свой иск в Стокгольмский арбитраж, где жалоба обосновывалась тем, что «Газпром» по своему усмотрению устанавливает цену, которая для Польши была выше средней в ЕС (381 долл.) и не учитывает текущие цены на рынке.
В 2011-2012 годах «Газпром» согласился снизить контрактные цены почти для всех 16 европейских партнеров в среднем на 10%; этого добились французская компания GDF Suez, немецкая Wingas, немецкие RWE и E.On, словацкая SPP, турецкая Botas, итальянские Edison и Sinergie Italiana, австрийская Econgas, греческая DEPA. Кроме того, чешское подразделение немецкого концерна RWE добилось в суде отмены штрафов за недобор российского газа - как известно, условие «бери или плати» заложено и в украинской контракт.
Украина осталась на континенте единственным плательщиком дорогой цены, а ее руководство ведет бесплодные переговоры и делает заявления, что Россия однажды одумается и все-таки снизит цену. Бесхребетная позиция пассивного ожидания ничего не дает, мы не можем ждать милости от «Газпрома», нужна политическая воля. На Россию действует только обращение в суд и поддержка ЕС. Недаром Россия требует выхода Украины из Европейской энергетической хартии.
Перевод: Антон Ефремов.