Сегодня у Украины есть реальный шанс подписать с Евросоюзом Договор об ассоциации и сделать серьезный шаг на пути к членству в блоке. Поэтому имеет смысл проанализировать, какие проблемы актуальны для Киева в этой связи и какие геополитические последствия может иметь вступление Украины в ЕС. Участившиеся разговоры об Ассоциации показывают, что Киев важен для Европейского Союза, и, несмотря на его определенный регресс, Европа не собирается отталкивать Украину.
Но «отпускать» ее не хочет и Россия. С этой целью Москва активно использует энергетический вопрос. В конце января «Газпром» выписал Киеву счет в размере 7 млрд. долларов за недобор газа в 2012 г. (33 млрд кубометров вместо 52). Тот пока не собирается платить, и это похоже на начало новой «газовой войны».
Кроме того, давление со стороны российского концерна может быть связано с его желанием принять участие в проекте по разведке и добыче сланцевого газа на Украине. Реализация данного проекта позволила бы ей уменьшить свою энергетическую зависимость от России, а также продемонстрировать ЕС способность решать сложные энергетические проблемы. Однако сделать это Киеву будет нелегко.
Право на разведку и добычу сланцевого газа на Украине получили компании Royal Dutch / Shell и Chevron, но пока нельзя точно сказать, насколько реальны украинские «сланцевые мечты». На 2013-2014 гг. намечено разведочное бурение, а промышленная добыча украинского сланцевого газа может начаться только в 2017-2019 гг. В то же время, нет ясности с его запасами. Американская компания Advanced Resources International оценила их в 1,2 трлн. кубометров. Это немного, и даже если подтвердятся самые оптимистичные прогнозы, положительный энергетический эффект от добычи сланцевого газа на Украине скорее всего будет минимален в связи с тем, что немалая часть добытого ресурса и прибыли от его продажи достанется добывающим компаниям.
Есть еще один вариант. Сегодня Украина использует собственные запасы природного газа только на 25 процентов. В связи с этим украинские ученые считают, что страна должна вложиться в разведку новых нефтяных и газовых месторождений, отказавшись от несбыточных надежд, связанных со сланцевым газом. Именно об этом в своем докладе на XI Международной конференции «Теоретические и прикладные аспекты геоинформатики» говорили такие украинские специалисты как В. Kривошеев, В.Кукуруза, Е. Иванова и В.Maкaгoн. Их поддерживает американский эксперт профессор Р. Орттунг (R. Orttung).
Но и этого недостаточно для того, чтобы Украина стала энергетически независимой страной. Сейчас она добывает около 20 млрд. кубометров природного газа в год при потребности в 60 млрд. кубических метров. Поэтому две трети необходимого ресурса приходится импортировать из России. Инвестиции в собственную добычу могут увеличить ее на 10 млрд. кубометров, еще 10 млрд можно «наскрести» за счет сланцевого газа, однако все это лишь прогнозы на 2020-2025 гг.
Если Украина все-таки вступит в ЕС (не смотря на всю свою коррупцию и авторитарные тенденции), ее энергетические проблемы станут европейскими. Но Европе не привыкать их решать. Проблема в другом, а именно в способности Украины к самореформированию. Кроме того, наряду с Румынией и Болгарией она может стать самой бедной страной Евросоюза, что потребует от него дополнительных расходов. С другой стороны, вместе с Польшей Украина может сколотить в ЕС влиятельный «восточный блок», который поможет ей, например, в борьбе за европейский бюджет.
Конечно, перед принятием Украины в Евросоюз Брюссель тщательнейшим образом оценит все связанные с этим риски. Основными отпугивающими факторами в данном случае могут стать размер страны и ее политэкономическая нестабильность. Как бы там ни было, Украине надо еще очень постараться, если она всерьез мечтает о членстве в ЕС.