Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто мешает Нафтогазу покупать газ из Европы?

© РИА НовостиЦентральный офис "Нафтогаз Украины"
Центральный офис Нафтогаз Украины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В течение последних нескольких месяцев незаметно для непосвященных в газовой проблематике происходят события, которые, вполне возможно, будут иметь стратегическое значение для развития Украины в целом.

В течение последних нескольких месяцев незаметно для непосвященных в газовой проблематике происходят события, которые, вполне возможно, будут иметь стратегическое значение для развития Украины в целом.
 
Подписание в январе 2009 года газовых соглашений имело целью далеко идущие намерения сделать Украину зависимой на многие десятилетия от России не только в экономической, но и политической плоскости. По крайней мере, сохранение ЧФ России в Украине было одной из составляющих тех соглашений, о которой договорилась «сладкая парочка» задолго до начала «газовой войны» 2009 года. Но вот что касается экономической зависимости, то со стратегическим мышлением у руководителя России не все оказалось так хорошо. Абсурдный с экономической логики газовый контракт в какой-то момент не мог не вызвать у основных бизнес-групп Украины сопротивления и желания найти выход из этой зависимости и откровенного грабежа.
 
Понятно, что неопытность новоизбранного президента Украины Виктора Януковича в апреле 2010 года привела к серьезной стратегической проблеме, как в экономической, так и политической плоскости. Показательно, что сейчас в неофициальных разговорах весьма влиятельные «регионалы» это откровенно признают. Главной проблемой, которую создал Виктор Янукович со своей командой, является то, что руководство России навязало им такую ​​модель подписания межгосударственного соглашения о продлении срока пребывания ЧФ России в Крыму, которая связывает ее с газовым контрактом. Учитывая это, разорвать газовый контракт становится возможным только одновременно с межгосударственным соглашением. Что для нынешних чиновников является почти невозможным.
 
Единственным положительным фактором тех соглашений было то, что удалось исключить из газового контракта положения про безумные штрафные санкции, которые должен был платить Нафтогаз за недобор газа. Именно этот момент стал важным фактором, который сейчас позволяет украинским властям вести сложную игру, направленную на ликвидацию зависимости от российского газового шантажа.
 
Следует отметить, что Украине в этом сейчас способствует сланцевая революция и попытка Евросоюза построить конкурентные рыночные условия реализации газа в Европе.
 
Несоответствие между газовым контрактом Тимошенко-Путина и рынком такое, что Украина начала ре-импорт российского газа из Европы. Это газ, в стоимость которого включена прокачка через ГТС Украины ($ 35/1000 куб. м.) и ГТС пограничных с Украиной государств (Венгрии или Польши), причем в обе стороны – в Германию и обратно ($ 30-40/1000 куб. м.).
 
Абсурдность газового контракта настолько велика, что газ, даже с такими высокими транспортными расходами (до $ 100, включая прибыль поставщика), все равно оказывается на $ 30-40 дешевле газпромовского ресурса на восточной границе Украины.
 
Вступление Украины в Единое энергетические сообщество (ЕЭС) и присоединение Украины к Третьему энергопакету в 2010 году сделали невозможным дальнейшее ограничение числа участников газового рынка, несмотря на наличие мощного лобби Газпрома. Третий энергопакет и соответствующий ему в Украине Закон «О принципах функционирования рынка природного газа» позволяет кому угодно завезти газ на рынок Украины. Это одна из причин, почему Россия настаивает, чтобы Украина денонсировала соглашения о вступлении в ЕЭС.
 
Либерализация рынка Украины в рамках Третьего энергопакета и неконкурентность газпромовского газа (во всяком случае по контракту от 2009 г.) ведут к вытеснению последнего из Украины. Эта тенденция будет усиливаться и вполне возможно закончится полным прекращением поставок в рамках контракта уже в 2013-2014 годах.
 
Причем важно понимать, что призывы оппозиции о расторжении газового контракта, например, через Стокгольмский суд выглядели откровенно популистскими и не слишком профессиональными по трем причинам. Во-первых, значительные сроки рассмотрения дела в суде. Во-вторых, из-за уже упоминавшейся проблемы связи между газовым контрактом и межгосударственным соглашением, ратифицированным ВРУ. В-третьих, была еще более существенная проблема. Разорвав контракт, нужно было бы сразу найти альтернативу газпромовскому газу.
 
Очевидно, что до тех пор, пока нет альтернативы, «рыпаться» особо не приходится.
 
Создается впечатление, что Янукович вместе с бизнес группами нащупали модель решения проблемы, которая позволяет, формально не разрывая газовый контракт с Газпромом, фактически убить его.
 
Суть игры заключается в том, чтобы Нафтогаз постепенно почти полностью прекратил закупки газа у Газпрома. При этом уже несколько бизнес-групп, речь идет про Ostchem Gas Trading AG Дмитрия Фирташа, Восточно-Европейскую топливно-энергетическую компанию (ВЕТЭК) Сергея Курченко , Метинвест Рината Ахметова, заключили контракты с европейскими контрагентами на поставку газа в Украину. Очевидно, что за ними потянутся и другие.
 
С 2014 года ожидается поставка на европейский рынок до 80 млрд. куб. сжиженного газа из США. На европейском газовом рынке появятся дополнительные значительные объемы газа, который в весенне-летний период на спотовом рынке будет стоить, вероятно, в разы дешевле чем газ Газпрома, поставляемый Нафтогазу. При таких условиях у наших бизнес групп появляется возможность закупать его в это время и закачивать в украинские газовые хранилища. Причем забавность ситуации состоит в том, что Путин и Газпром, пытаясь поставить Украину на колени, перебрасывают те объемы газа, которые поставлялись в Европу через Украину, в пользу Северного потока. Но, с другой стороны, такой шаг приводит к тому, что освобождаются транспортные мощности наших стран-соседей – Польши, Венгрии и Словакии. Они с радостью готовы заполнить их путем поставки в реверсном режиме газа, который будет закупаться нашими бизнесменами в Европе и поставляться в украинские газохранилища. Кстати, при такий условиях, эти бизнес структуры будут еще и платить Нафтогазу за хранение своего газа в хранилищах. И это кардинально отличается от ситуации, когда Нафтогаз за свой ​​счет закупает газ заранее у Газпрома и держит в своих хранилищах, не получая никакого дохода от этого.
 
Все эти действия украинской власти и бизнеса приводят к повышенной нервозности Газпрома относительно Украины, и это толкает его на эмоциональные реакции, такие как выставление штрафных санкций на 7 млрд. долл. США, резкие публичные заявления, угрозы, организацию мощных пиар-компаний в СМИ, в том числе украинских. Но очевидно, что эта близорукая тактика ведет и приведет лишь к:
 
эскалации отношений с Украиной;
 
эскалации отношений с Европой, которая осознает несправедливость практик применяемых к Украине;
 
вытеснению из Украины российского газа в рамках контракта между Нафтогазом и Газпромом;
 
перераспределению внутреннего украинского рынка в интересах других поставщиков (импортеров), не завязанных на российские ресурсы.
 
Украина заинтересована в поставках газа из РФ в обход драконьего газового контракта Тимошенко-Путина. Кто бы это ни делал – сейчас это благо для экономики – получать российский газ по более низким ценам. Это подрывает этот контракт.
 
Вполне вероятно, что украинская власть сейчас «играет в дурачка» в переговорном процессе с Газпромом и российскими властями. Она дает время украинскому бизнесу решить проблему кабального газового контракта рыночным методом. За власть все сама сделает экономика, надо только не дать лоббистам Газпрома этому помешать.
 
Понятно, что при этом важно не допустить монополизации внутреннего газового рынка частными поставщиками газа. То есть необходимо дать возможность как можно большему кругу бизнесменов обеспечить поставки газа в Украину. Для этого целесообразно было бы ограничить объем газа, который может держать в хранилищах одна бизнес-структура.
 
Необходимо также полноценно реализовать положения Третьего энергопакета в части разделения функций оптовой продажи, транспортировки и поставки газа конечным потребителям.
 
Кроме того, крайне желательно поддерживать резервные запасы газа в хранилищах, чтобы обеспечить стабильные поставки газа потребителям в условиях кризиса в отношениях Украины с Россией, сильных морозов, которые будут вызывать ограничение поставок газа с европейского газового рынка. Формирование такого резерва нужно возложить на бизнес-структуры, которые будут заниматься импортом газа в Украину, или на Нафтогаз, предусмотрев при этом соответствующую составляющую в тарифах на хранение газа.
 
Перевод: Антон Ефремов.