Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце мая Александр Лукашенко уверенно заявил, что в рамках евразийской тройки Россия «сделала очень серьезный шаг навстречу всем», а именно — пообещала, по словам белорусского руководителя, через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, снять практически все тарифные ограничения, в том числе и в нефтегазовой сфере.

В конце мая Александр Лукашенко уверенно заявил, что в рамках евразийской тройки Россия «сделала очень серьезный шаг навстречу всем», а именно — пообещала, по словам белорусского руководителя, через год-полтора, максимум к 1 января 2015 года, снять практически все тарифные ограничения, в том числе и в нефтегазовой сфере. Эксперты российской стороны верят, но вместе с тем предупреждают, что строить радужные планы возрождения «растворительного» бизнеса и махать ручкой проблемам спада экспорта еще рано.

Интеграция наконец заработала?

И на форуме деловых людей ЕЭП, и на заседании глав правительств государств СНГ 31 мая в Минске слово «интеграция» звучало, наверно, несколько раз в минуту.

Теперь желанное обещание снять все таможенные барьеры от Москвы вроде бы получено, но так ли оно ново? Не подразумевали ли Таможенный союз и ЕЭП подобных шагов еще несколько лет назад?

Экономист Сергей Чалый напоминает — подразумевали. «Хватит дурить голову, изобретая какие-то новые этапы интеграции и создавая при этом постоянные изъятия из предыдущих соглашений — порядка 130 исключений из режима Таможенного союза, порядка 800 из ЕЭП», — отмечает Чалый.

По его мнению, Россия, затягивавшая исполнение договоренностей, теперь созрела-таки для формирования серьезного экономического союза (во многом в связи со вступлением в ВТО и последствиями этого для своих предприятий) и таможенные ограничения к 2015 году снимет. Хотя технически одним из условий отмены экспортных пошлин является гармонизация белорусского законодательства с законодательствами внутренних рынков остальных членов ТС в соответствии с решениями Евразийской экономической комиссии, и воля России тут официально не при чем — документы-то давно подписаны.

Растворители. Возвращение


Белорусы такому повороту событий обрадовались и быстренько стали подсчитывать потенциальную прибыль от возрождения «растворительного» бизнеса, сворачивание которого сильно ударило по бюджету. Так, в январе-апреле этого года Беларусь сократила экспорт растворителей и разбавителей более чем в три тысячи раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий экспорт товаров за первый квартал упал на 20,5%, в страны ЕС (они были главными потребителями белорусских растворителей и разбавителей) — на 42,2%, а деньги на заявленную модернизацию нужны как никогда.

«Параллельно с отменой тарифных барьеров, скорее всего, будет введен какой-то механизм раздела экспортных пошлин — примерно так же, как сейчас происходит раздел импортных. То есть из общей суммы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые выходят за пределы ТС, Беларусь сможет получать, скажем, 3-4%», — считает экономист Стась Ивашкевич.

В определенном смысле Беларусь должна от этого выиграть, потому что на сегодняшний день она отдает все экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. «Получается, что после запуска Евразийского союза в 2015 году Беларусь получит дополнительно примерно 2 млрд. долларов», — говорит Ивашкевич.

Но что Москва потребует взамен? Десяток совместных предприятий?

Чем придется расплачиваться за щедрость?


«А почему Россия должна что-то потребовать взамен? Это нормальное правило работы в рамках ТС. Создание совместных предприятий ни в каких документах не указано. Хотеть, конечно, можно чего угодно, но для этого нет никаких правовых оснований», — уверен Чалый. Эксперт полагает, что создание сильного экономического союза, способного работать в условиях ВТО, входит в интересы российской стороны, и к некоторым убыткам она готова.

«Россия готова двигаться настолько глубоко, насколько к этому будут готовы ее партнеры. Нужно конвертировать наши возможности в реально конкурентное преимущество», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на форуме деловых людей в Минске в последний день мая. «Наша новая интеграционная структура потребует отказа от барьеров. Это очень трудно, но если мы хотим интеграции, мы должны это сделать, несмотря на потери. Россия это понимает и готова понести издержки», — добавил он.

Что касается открытия внутренних рынков, то Чалый предлагает по этому поводу не переживать. «Открытые рынки одинаковы для всех. Проблемы у всех тоже одинаковые. Если мы могли конкурировать на российском рынке с российскими же производителями при ценах на энергоносители в разы более высокие, чем то, что было в России, сможем конкурировать и так», — уверен он.

Однако не все разделяют оптимистические взгляды на братскую жертвенность. «Ясно, что Россия потребует неприятных для Беларуси шагов по открытию внутреннего рынка, в частности, снятия ограничений на конкуренцию, госзакупки, что будет означать вытекание финансовых средств из страны», — отмечает Ивашкевич.

По мнению экономиста, фактически Беларусь будет терять деньги на предприятиях, не занятых в выгодной нефтепереработке. Вполне вероятно, что доходы от снятия таможенных барьеров и раздела экспортных пошлин между странами ТС могут быть сведены на нет потерями белорусских предприятий, не способных конкурировать с российскими и казахстанскими.

Не исключает эксперт со стороны России и негласных требований «доказательства дружбы», а именно создания совместных предприятий и проведения приватизации. А рычаги здесь у Москвы есть: взять хотя бы подвешенное ныне подписание нефтяного баланса на год. Даже если в этом году все закончится для Минска благополучно, будет же и следующий год, разве не так?