Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Армянский фактор в протестах в Турции и Азербайджане

© РИА Новости Андрей СтенинСтолкновения протестующих и полиции в Турции
Столкновения протестующих и полиции в Турции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе протестного движения в Турции и Азербайджане все более значимым становится армянский фактор. Вряд ли армянское государство тратит деньги на то, чтобы вставлять палки в колеса соседних государств. Это происходит потому, что, несмотря на Геноцид, депортацию и прочие методы притеснения армян, в этих странах жив армянский дух, и его никто не может игнорировать.

В ходе протестного движения в Турции и Азербайджане все более значимым становится армянский фактор. Вряд ли армянское государство тратит деньги на то, чтобы вставлять палки в колеса соседних государств. Это происходит потому, что, несмотря на Геноцид, депортацию и прочие методы притеснения  армян, в этих странах жив армянский дух, и его никто не может игнорировать.

В Стамбуле на площади Таксим, где несколько веков располагалось армянское кладбище, прозвучали призывы восстановить памятник жертвам армянского Геноцида, установленный в 1919 году и снесенный в 1940. На площади было заявлено, что ступени парка Гези выложены из армянских надгробных памятников, и от этих слов многих наверняка пробрала дрожь. Турецкие власти обвинили в протестах в парке Гези кого угодно – и экстремистов, и внешние силы, и Запад. Пока среди обвиняемых не упоминают армян. В отличие от Азербайджана, где Ильхам Алиев назвал своего оппонента на будущих президентских выборах Рустама Ибрагимбекова приспешником армян.

Эксперты в Армении обоснованно предупреждают, что участие армян в акциях протеста в Турции может привести к новому кровопролитию. В акциях принимает участие армянская организация «Нор Зартонк», однако, очевидно, что протесты могут стать стимулом к тому, чтобы многие криптоармяне заявили о своей этнической принадлежности.

В Турции явно начались серьезные процессы, которые не ограничиваются протестами против Эрдогана. Насильственно объединенные в рамках одной империи различные этнические, религиозные группы, которые долгие годы были лишены истории, свободного волеизъявления, где всех подстригали под этнос «турок», не могут так долго существовать. Пока в человеческом мире существует понятие идентичности, каждый человек должен иметь возможность свободно проявлять ее.

В Азербайджане также большие проблемы  с идентичностью. Никто не может сказать, есть ли в этой стране государствообразующий этнос. Тюркоязычные азери, исповедующие, однако, не суннизм, как в Турции, а шиизм, как в Иране, множество курдов, представителей других наций – все они хотят проявлять свою идентичность. А в Азербайджане сейчас это невозможно.

Идентичность связана у оседлых наций с определенной территорией, с имуществом, с памятниками. Лишение армян идентичности на территории современной Турции сопровождалось лишением их ареала проживания. И возвращение права на проявление идентичности не может проходить без обсуждений вопроса об ареале их проживания и имуществе. Так же, как в современном Азербайджане, даже спустя 500 лет будут обнаруживаться следы армянской идентичности и собственности. А в Турции наверняка появятся и другие призывы, не только по поводу восстановления памятника жертвам Геноцида.