Спустя больше недели после того, как украинский президент Янукович отказался подписать соглашение об ассоциации с ЕС на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе, демонстранты продолжают нарушать запрет на митинги на Площади независимости в центре Киева. В воскресенье их ряды разрослись до 100 000 человек. Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко передала из тюрьмы через свою дочь обращение, в котором призывает Януковича уйти в отставку.
Хотя Янукович продемонстрировал, что осознает неожиданную остроту реакции на его решение не заключать договор с Европой, в действительности, он мало что в данный момент может сделать, даже если бы хотел. Украине необходимо заплатить 17 миллиардов долларов по счетам за газ и в виде выплат по долгам. МВФ отказался реструктуризировать ее задолженность. Будущий курс страны с 45-миллионным населением по-прежнему остается неопределенным.
Неопределенной остается и судьба сложившейся после холодной войны идеи о широком трансатлантическом сообществе. Происходящее — результат не только внутриполитических и внешнеполитических разногласий, но и непрочности панъевропейской стратегии безопасности. Соответственно, трансатлантическое сообщество должно отреагировать на ситуацию на стратегическом уровне.
В 1989 году президент Джордж Буш-старший произнес в германском городе Майнце тщательно продуманную речь о «единой и свободной Европе». Она имела большой резонанс и буквально перекроила идеологические категории. Отойдя от концепции сдерживания, Буш-старший метафорически заговорил о том, что для взращивания семян демократии необходимы как садовник, так и подходящая погода. Именно эта речь служила основой для американской и европейской политики по отношению к Восточной Европе в течение большей части следующих двух десятилетий.
Иракская война разрушительно подействовала на американскую и европейскую политику в Восточной Европе. Стороны стали хуже ее координировать. США начали делать упор на «коалицию желающих» и рассуждать о «новой» и «старой» Европе. Европа, поддавшись нарциссизму, стала считать, что самой по себе привлекательности ее модели должно хватить, чтобы вовлечь Восточную Европу в орбиту Евросоюза. В итоге Соединенные Штаты начали снижать присутствие в Европе и препоручать панъевропейские проекты ЕС.
Крах трансатлантического консенсуса по Восточной Европе наглядно продемонстрировал саммит НАТО, прошедший в 2008 году в Бухаресте. Президент Джордж Буш-младший начал преждевременно проталкивать Грузию в альянс. Европа выступила против. В результате ряд просчетов Грузии и России довел дело до войны, которую легко было бы предотвратить.
Украинский кризис — явление того же порядка, но с еще большими рисками. На сей раз излишне самоуверенные, непродуманные и нереалистичные планы выдвинул ЕС, а США это проигнорировали.
Янукович давно хотел и заключить с ЕС соглашение об ассоциации, и вступить в созданный Россией таможенный союз. С учетом географического положения и демографического состава Украины такие устремления ничуть не удивительны. Однако Евросоюз настаивал, чтобы он выбрал что-нибудь одно. Не нужно считать, что Янукович внезапно отказался от планов подписать договор с ЕС перед самым саммитом. Он уже давно давал понять, что, оказавшись перед таким выборов, не собирается его подписывать.
Как он мог бы это сделать? В 2015 году ему предстоят выборы. Если учесть, что экономика его страны сильно зависит от российского рынка и российского газа и плохо приспособлена к тому, чтобы получать выгоду от европейской торговли и требуемых Евросоюзом реформ, такой выбор стал бы для него политическим самоубийством. Не обязательно симпатизировать Януковичу — коррумпированному политику с бандитскими замашками, правящему в стране с олигархической экономикой, — чтобы оценить незавидную ситуацию, в которой он оказался.
Хотя некоторые упрекают украинского президента в том, что он не сделал большего, на самом деле, слишком мало усилий приложил именно Европейский Союз. Отказываясь от непропорционально маленького европейского пакета финансовой помощи объемом в 800 миллионов долларов, Янукович проявил не продажность (хотя до определенной степени коррупционные мотивы, бесспорно, присутствовали), а простой здравый смысл.
Строительство стабильной архитектуры безопасности — сектор с жесткой конкуренцией. По Закону о поддержке свободы США вложили в помощь Грузии — стране, в девять раз меньшего размера, чем Украина, — более 3 миллиардов долларов. На прошлой неделе в ходе встречи Януковича с президентом Китая Си Цзиньпином Украина договорилась о вложении 3 миллиардов долларов в проект реконструкции порта. Такие игры всегда стоят немалых денег.
Впрочем, многие в Европе уверены, что в текущих обстоятельствах никакой объем помощи и никакие усилия по «гармонизации» не способны ощутимо улучшить положение дел на Украине. Однако если цена слишком высока или «погода» не подходит для сделки, ее просто не следует пытаться заключить. В противном случае есть риск сбить другую сторону с толку и подтолкнуть к серьезным ошибкам.
Сейчас существует реальная опасность того, что демонстранты на Украине свергнут правительство Януковича — только чтобы обнаружить, что любой другой правитель на его месте окажется в том же положении. Это может укоренить в стране циничное отношение к демократии, что ослабит Украину и поможет Путину взять ее под контроль.
Кроме того, Молдавия и Грузия могут опять переоценить готовность Запада поддержать их стремление вступить в Евросоюз и НАТО. Это может подтолкнуть их зайти слишком далеко в конфронтации с отколовшимися от них регионами, которые пользуются поддержкой Москвы.
Наконец, на стратегическом уровне такая развязка Вильнюсского саммита угрожает создать на западной окраине Евразии слабое место и постоянный источник нестабильности, способный надолго пережить правление Путина. Между тем Америке нужны стабильные союзники и единомышленники в этом регионе, чтобы она могла спокойно фокусироваться на тихоокеанском направлении.
ЕС и США необходимо пересмотреть свою роль «упорных и заботливых садовников» и концепцию «единой и свободной Европы». Отказ госсекретаря Керри прибыть на прошлой неделе в Киев на министерскую встречу ОБСЕ был ошибкой. Нельзя просто сидеть и ждать, пока Украина сама во всем не разберется и не уступит своей естественной тяге к европейскому образу жизни.
Точно так же неразумно и безответственно считать лучшим вариантом для Украины переход власти к временному правительству. Янукович уже продемонстрировал, что он не допустит, чтобы это произошло мирным путем. Добиться этого политическими методами ни у кого не хватит голосов, как показало провалившееся недавно голосование о недоверии.
На Украине подобные разговоры — справедливо или нет — воспринимаются как поддержка очередной смены правительства внеконституционными методами. Это неправильная идея. Этот регион уже видел более чем достаточно цветных революций, и теперь он отчаянно нуждается в нормализации процесса управления. В противном случае он рискует пойти по тому же пути, что и Египет, увязший в постоянных народных волнениях, которые мешают властям сделать хотя бы попытку справиться со стоящими перед страной серьезными проблемами.
Вместо этого США и Европа должны оценить, что предлагает Россия — а также, возможно, Китай, — и понять, могут ли они предложить нечто равноценное, а если могут, то готовы ли они предлагать это нынешним киевским властям. Если ответы на эти вопросы будут положительными, тогда фокусироваться надо будет не на долгосрочных и спорных вопросах свободной торговли, но на том, что приносит выгоду в краткосрочной перспективе: соглашениях о совместном производстве, вложениях в акционерный капитал, инвестиционных гарантиях и двустороннем кредитовании.
Если США и Европа решат увеличить ставки на Украине, трансатлантическому сообществу нужно будет активизировать политику в области безопасности. Страны, стремящиеся в НАТО, нельзя держать на пороге до бесконечности. НАТО должна помогать обеспечивать стабильный контекст для демократического и экономического созревания региона.
При этом любой европейско-американский пакет мер в области помощи Украине и укрепления связей с этой страной должен включать в себя весомый компонент из области гражданского общества. Эти компоненты не должны ни подрывать, ни поддерживать позиции Януковича напрямую. Они должны быть направлены на развитие на Украине политической культуры и институтов, необходимых, чтобы она могла сама решать собственную политическую судьбу.
А если Европа и США откажутся повышать ставки, они должны откровенно переключиться на долгосрочную игру и ясно дать это понять всем заинтересованным сторонам. Стратегическая двойственность явно не способствует строительству единой и свободной Европы.
Джоб Хеннинг — научный сотрудник Труменовского проекта и внештатный старший научный сотрудник Центра изучения президентской власти и Конгресса.