Ситуация на Украине, кажется, изменилась за одну ночь, и силы полиции были выведены с киевской Площади независимости. Насколько можно судить, власти опасаются того, что грубое насилие, необходимое для расчистки этой площади, вызовет ответную реакцию. Вот как газета Financial Times комментирует отступление Януковича:
«Тысячи полицейских обрушились на палаточный лагерь протестующих на Площади независимости в полночь, однако с наступлением дня они отошли назад, оставив площадь во владении тысяч демонстрантов.
Имели место многочисленные потасовки в тот момент, когда протестующие пытались защитить площадь от штурма сотрудников полиции. Однако полицейские, вероятно, имели приказ воздерживаться от применения преднамеренного насилия в отношении протестующих, как это делалось во время зачистки меньшего по масштабам протеста 10 дней назад, когда в ходе столкновений десятки людей получили ранения. А еще полицейские, судя по всему, получили установку не производить большое количество арестов».
Еще одна победа для протестующих: ведущие церкви на Украине, кажется, переходят на их сторону. Украина представляет собой разрозненную религиозную сцену. Католики, униаты, православные часто спорят между собой, и существует история взаимных обид. Но сейчас, когда страна потрясена до самых оснований по вопросу о выборе между Россией и Европейским Союзом в качестве своего главного экономического партнера, все церкви, насколько можно судить, поддерживают протестующих и выступают против правительства. Поскольку православная церковь является наиболее сильной на русскоговорящем востоке страны, это может иметь важное значение.
Правительство Путина в России рассматривает православную церковь как инструмент в борьбе, направленной на сохранение своего контроля над гражданской жизнью и политической властью. Тесные связи между церковью и российским руководством не являются чем-то новым. В советскую эпоху КГБ следил за всеми церковными назначениями, и существовавшая в 1990 году церковная иерархия была продуктом инфильтрации и контроля, осуществлявшихся в течение десятилетий. Правительство Путина, возможно, даже еще больше заинтересовано в церкви, чем в свое время коммунисты; сильная поддержка со стороны руководства православной церкви по ключевым вопросам была и остается весьма полезной для развития смеси национализма, российской исключительности и антизападного популизма, то есть именно того, что мы можем назвать идеологией путинизма.
Все это делает позицию Украинской православной церкви как интересной, так и важной. Украинская аравославная церковь, судя по всему, не очень стремится к установлению более тесных связей с Москвой. Это значительно подрывает возможности пророссийских сил на востоке страны и существенно увеличивает шансы того, что Украина, в конечном итоге, обратит свои взоры на Запад.