В новогоднем послании Серж Саргсян заявил, что в 2014 году «мы благоустроим наши села и города, сделаем цветущим каждый квадратный метр нашей земли, из чужих краев вернем домой наших родных». Это одно из немногих обращений руководства страны к болезненной теме эмиграции. Но и на сей раз Серж Саргсян не призвал уехавших из страны вернуться и вместе «благоустраивать села и города».
Стимулирование эмиграции является стержнем внешней и внутренней политики людей, занимающих руководящие посты в Армении. Сокращение объемов реальной экономики и наращивание импорта приводит к тому, что экономике Армении нужен не труд, а потребительские деньги. Исходя из этого, труд экспортируется, а деньги импортируются.
Но для того, чтобы эмиграция не сокращалась, а, наоборот, росла, нужно проводить и соответствующую внешнюю политику. В этом смысле руководство Армении проводит просто идеальную политику. Решение Сержа Саргсяна о присоединении Армении к Таможенному союзу стало лучшей гарантией для работающих в России армянских гастарбайтеров. Те, кто приехал на Новый год к своим семьям, признают, что после этого «решения» во время «трудовых облав» в России армян не забирают, ищут только таджиков и узбеков. Уехавшие «довольны» политикой руководства своей страны и Путина, который «позволяет» армянам работать на «льготных условиях».
Но не все хотят из Армении уезжать в Россию, и для них с 1 января также созданы хорошие условия. С этого года вступило в силу соглашение об упрощении визового режима с ЕС. Правда, в силу вступило и соглашение о реадмиссии, и какую-то часть армянских нелегалов Европа депортирует. Зато станет больше «легальных мигрантов» - более интеллектуальных и законопослушных. Да и с США уже ведутся переговоры о смягчении и чуть ли не отмене визового режима.
Полупустая Армения – идеальная среда для нынешнего армянского руководства, которое с помощью миграции решает все свои главные проблемы. Только официальные трансферты по объемам достигают половины госбюджета, что позволяет благоденствовать банкам и импортерам. Часть социальных обязательств правительства тоже снимается, потому что семьи гастарбайтеров не уповают на государство. Кроме того, из страны уезжает наиболее трудоспособное и интеллектуальное население, которое должно было составить основу альтернативной политической платформы.
Но политика власти по стимулированию эмиграции стала сталкиваться с проблемами. Во-первых, изменились настроения многих, и теперь они остаются и борются, а не обижаются и уезжают. Во-вторых, все понимают, что «гарантии» безопасности, полученные от России, весьма призрачны, они имеют временный характер и тут же исчезнут, если в Армении развернется движение за восстановление суверенитета.