В последние дни у нас появляется множество фотографий о столкновениях на Украине (по меньшей мере, пять человек погибли и 300 получили ранения). Они производят сильное впечатление и вызывают удивление. Некоторые же выглядят попросту невероятными. «Мы все это заметили. Это просто исключительные снимки», — отметил главный редактор фотослужбы парижского бюро AFP Эрик Барада (Eric Baradat).
Как бы то ни было, самое удивительное во всех появившихся в прессе фотографиях — их огромное количество: они исчисляются тысячами (более 3 000 на одном только сайте Reuters) и выглядят одна внушительней другой. Многие газеты даже связались с AFP, чтобы поздравить агентство с качественной работой. Но почему же фотографии кризиса на Украине выглядят столь впечатляюще?
«Присланные фотографии просто великолепны, причем я имею в виду не только AFP, но и все три агентства [AFP, AP, Reuters, прим.ред.] и даже другие работающие там организации, — отметил глава фотослужбы AFP. — Быть может, как ответ это и звучит очевидно, но это все равно реальность, которую нужно принять во внимание».
Кризис на Украине — это главное международное событие в настоящий момент, и целая куча фотографов хлынула в Киев, чтобы удовлетворить потребности газет и информационных сайтов. Тем не менее, одним лишь этим ситуацию не объяснить. Так, например, в это же самое время тысячи демонстрантов проводят акцию протеста в Бангкоке, где выведенных на улице сил правопорядка едва ли меньше, чем на Украине. Но об этом мало кто говорит, потому что Таиланд — не Европа. Как бы то ни было, у AFP, например, есть примерно одинаковое количество фотографов в обоих городах: четыре в Киеве и три в Бангкоке.
Атмосфера сюрреализма и апокалипсиса
Ситуация стала чем-то по-настоящему исключительным. Многочисленные полицейские отряды и выведенная техника производят сильное впечатление. Столкновения и баррикады — все это тоже вносит свой вклад в создание атмосферы войны.
Кроме того, в конфликте присутствует своя скрытая символика. «Человек с поднятым вверх кулаком на вершине баррикады воплощает в себе образ борца за свободу. Это представление по-прежнему вызывает у нас ощущение близости. Сцена становится схематической иконой. А намек на ее смысл предельно прозрачен», — объясняет приехавший в страну молодой фотограф Корантен Фолан (Corentin Fohlen).
Погода также играет огромную роль. «То, что последние дни на Украине появляется все больше фотографов, отнюдь не случайность: дым, туман, огонь, грязный снег и лед создают сюрреалистическую и апокалиптическую атмосферу», — считает он. Фоторедактор The Time Микко Таккунен (Mikko Takkunen) считает происходящее невероятно «зрелищным». «На восходе и заходе солнца свет буквально бьет в глаза. Поэтому, когда стоит ясная погода, или на небе не слишком много облаков, освещение кажется слегка сюрреалистическим», — добавляет Эрик Барада.
На многих удачных фотографиях как раз-таки обыгрывается этот контраст между ярким светом и черной атмосферой. «Это наследие цифрового поколения техники, — продолжает редактор фотослужбы AFP. — Сегодня благодаря лучшему качеству камер мы можем получить намного лучшие снимки даже в очень сложных условиях».
Знание местности
Сосредоточием конфликта стала уже заявившая о себе в прошлом площадь, Майдан. «И раз фотографы все лучше и лучше узнают местность, они начинают понимать, где лучший ракурс», — отмечает директор фотослужбы AFP.
Три года назад египетская революция тоже разворачивалась преимущественно на одной лишь площади Тахрир, но пришедшие оттуда снимки не снискали такого успеха. «В Египте днем свет очень тяжелый и жесткий, что лишает нас возможности создать особую атмосферу на наших снимках», — объясняет Корантен Фолан. «Кроме того, хотя на Украине и были случаи нападения на журналистов и фотографов, большинство представителей СМИ могут работать относительно свободно. Во всяком случае, по сравнению с египетской революцией трехлетней давности: журналистам не давали покоя, когда они приезжали в страну и пытались работать в Каире», — рассказывает Микко Таккунен.
Киевские демонстранты в строительных касках тоже принимают участие в формировании захватывающей атмосферы спектакля. «Активисты выглядят не особенно чистыми, их лица покрыты сажей и грязью, потому что некоторые находятся там уже довольно давно. К тому же, их каски напоминают о демонстрациях шахтеров в 1970-1980-х годах. А все это весьма фотогенично», — объясняет Эрик Барада.
Больше эмоций, чем смысла?
«Фотогенично». Этим все сказано. Подобный конфликт дает возможность сделать «прекрасные» снимки: полицейские продвигаются вперед, прикрывшись щитами; обстановка напряжена; улицы окутаны дымом; в воздух взлетают камни; вокруг - серый и грязный снег, пожары, воздетые кулаки... Такими выходят снимки «стреляных» фотографов. С визуальной точки зрения они производят сильное впечатление.
Равнодушным не может остаться никто. Мы видим насилие и жертв. «Для того чтобы стать "приемлемым" (то есть, пригодным для публикации), насилие должно быть "красивым", — утверждает Корантен Фолан. — Это означает, что оно должно вызывать у нас чувства, помимо "О Боже, какой ужас!". Отсюда и бесконечный поиск красивого кадра. Информация идет через смысл. Но как донести журналистский смысл без эмоций? Представьте себе, что редактор описывает некое событие без синтаксиса и пунктуации, одной лишь базовой лексикой».
То есть, мы ждем фотографии, в которых эстетика берет верх над смыслом послания? «Фотографии стали особенно впечатляющими с прошлой среды. В стране работают множество фотографов, и поэтому из вороха снимков можно выбрать самые сильные. Тем не менее, освещение событий несколько однобоко, потому что большинство фотографов гонится лишь за зрелищностью», — полагает Микко Таккунен.
Какой фотограф отказал бы себе в удовольствии заснять бросившего коктейль Молотова активиста? «В последние несколько дней большинство приходящих из Киева работ посвящено баррикадам, коктейлям Молотова и столкновениям. Хотя, конечно, есть здесь и исключения - вроде трогательных снимков с церемонии в память 25-летнего активиста Михаила Жизневского», — говорит он. Но что если под ворохом этих ярких снимков затерялись куда менее впечатляющие фотографии, которые, тем не менее, говорят нам о том, что происходит неподалеку, в стороне от зрелищной картины насилия?