Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революционные события на киевском Майдане пока не получили логического завершения. Сегодня можно говорить о том, что на Украине идет противостояние двух группировок: тех, кто заинтересован жить в европейской стране, и тех, кто против этого. Победа каждой из них приведет к серьезным изменениям в общественно-политической жизни Украины.

Киев - Революционные события на киевском Майдане пока не получили логического завершения. Сегодня можно говорить о том, что на Украине идет противостояние  двух группировок: тех, кто заинтересован жить в европейской стране, и тех, кто против этого. Победа каждой из них приведет к серьезным изменениям в общественно-политической жизни Украины.

Майдан спровоцировала власть

События на Майдане спровоцировала украинская власть. Спровоцировала концентрацией власти в руках Партии регионов, монополизировавшей управление страной, неспособностью обеспечить реальные экономические преобразования, декларативной евроинтеграцией, которой пришел конец за неделю до возможного подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Информационная государственная машина полгода работала на создание мифа о евроинтеграции, породив необоснованные надежды среди многих граждан Украины. После резкой остановки подготовки к саммиту в Вильнюсе произошел всплеск общественно-политической активности.

Ситуация в Киеве.


Необходимо отметить важный момент: в нашей стране сегодня есть миллионы людей, не имеющих советского прошлого, они уже приступили к самостоятельной жизни после окончания университетов или находятся на стадии получения высшего образования либо сами зарабатывают себе на жизнь. Неслучайно движущей силой Евромайдана, появившегося вечером 21 ноября в центре столицы, стали журналисты и гражданские активисты, а не политики. Лидеры оппозиционных фракций оказались не способными стать у истоков протеста, поэтому и в будущем их роль на Майдане не стала лидирующей.

Важный момент – у Майдана спустя 2 месяца после начала протеста не появился формальный лидер, символ, который был бы способен мобилизовать вокруг себя протестующих. В этом одновременно и сила, и слабость протеста в центре украинской столицы. Революция 2013 – 2014 годов стала не только стихийным творчеством масс, но и примером самоорганизации граждан Украины. Многим из них пришлось преодолевать разочарование результатами «оранжевой революции» 2004 года, и они сделали это успешно.

Экономическая ситуация на Украине не способствовала всплеску революционной активности. Если выступление на Майдане 2004 года было  заранее подготовленным и финансово обеспеченным, то девять лет спустя это было стихийное выступление, которое привело в перспективе к беспрецедентному для новейшей истории нашей страны политическому кризису. 

Революция сознания

События на Майдане в конце 2013 – начале 2014 года носили волнообразный характер. После отказа Виктора Януковича подписать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе Евромайдан был жестоко разогнан бойцами милицейского спецназа ранним утром 30 ноября. Реакцией на это стал выход на центральную улицу Киева сотен тысяч людей 1 декабря (некоторые наблюдатели утверждают о миллионе участников акции протеста), и формировании нового стационарного лагеря на Майдане. Он был окружен баррикадами, на Майдане сформировали силы самообороны, которые вместе с киевлянами выдержали наступление отрядов «Беркута» и внутренних войск в ночь с 10 на 11 декабря 2013 года.  После наступившего затишья очередной всплеск эскалации напряженности произошел 19 января 2014 года, когда начали ожесточенные схватки протестующих с органами правопорядка на улице Грушевского. 22 января на Украине был расстрелян гражданский мир: на улице Грушевского появились первые погибшие из числа участников акций протеста.

Необходимо отметить, что Виталий Кличко («УДАР»), Арсений Яценюк («Батькивщина»), Олег Тягныбок (ВО «Свобода») не сумели стать полноценными лидерами протеста. Хотя комендантами захваченных протестующих зданий в центре Киева являются народные депутаты от оппозиционных партий, не приходится говорить об активном участии парламентской оппозиции в жизнедеятельности Майдана. Лидеры оппозиционных сил напоминают приглашенных звезд, пытающихся использовать Майдан в качестве трамплина для реализации собственных президентских амбиций.

Среди важных нюансов необходимо отметить  значительную девальвацию роли парламента в общественно-политической жизни страны. Если в 2004 году Верховная Рада стала центром принятия решений, необходимых для выхода страны из кризиса, то на этот раз ситуация выглядит кардинально иной.  Голосование 16 января 2014 года за пакет законов, серьезно сузивших гражданские права и свободы, стало позорным явлением в истории украинского парламентаризма. Отмена этих законов 28 января стало первым шагом, обозначившим готовность сторон политического противостояния к поиску компромисса.

Эскалация напряженности в ходе политического кризиса приводила к постоянному расширению требований протестующих. Если в начале декабря ситуацию в стране могла нормализовать отставка министра внутренних дел Виталия Захарченко и наказание виновных в необоснованном применении силы против протестующих, то к концу января требования включали отставку правительства, наказание виновных правоохранителей и проведение досрочных президентских выборов.  Тактика игнорирования кризиса, взятая на вооружение властью, оказалась неэффективной. Главная причина этого – ключевые требования протестующих были связаны с неотъемлемыми правами и свободами граждан Украины. Хотя протест на Майдане неоднозначно оценивался в масштабах страны, первый порыв начала декабря был адекватно воспринят большим количеством граждан Украины.

Среди особенностей революционных событий на Украине в конце 2013 – начале 2014 годов необходимо отметить следующие. Протестующие силой захватили здания Киевской городской государственной администрации, Дома профсоюзов и ряд других. Вокруг протестного лагеря были возведены баррикады, а столкновения на улице Грушевского привели к человеческим жертвам, численность которых еще предстоит установить. Правоохранители, в отличие от 2004 года, не сохраняют нейтралитет, а активно поддерживают действующую власть. Заметным явлением стал АвтоМайдан – объединение автомобилистов, обеспечившее мобильность протеста и ставшее серьезным фактором обеспокоенности для власти. И протестующие, и власть активно использовали приемы информационной войны в социальных сетях, на телевидении, где отмечена повышенная активность в сфере Интернет-телевидения. Центральные и западные области пережили в третьей декаде января 2014 года штурмы областных администраций протестующими жителями.  Реальностью стало похищение и убийство активных участников протеста.


В отношении особенностей действий власти необходимо отметить привлечение для защиты ее интересов криминальных элементов спортивного вида, так называемых «титушек». При защите областных администраций в Днепропетровске, Запорожье, Черкассах «титушки» и представители органов правопорядка действовали заодно. В целом представители власти сосредоточились на сохранении своего влияния в электоральном заповеднике Партии регионов на юго-востоке страны. Они заметно опасаются расширения географии протеста.

Стратегия Виктора Януковича предполагала его максимальное дистанцирование от участия в урегулирования кризиса. Президент пытался позиционировать себя в качестве находящегося над схваткой гаранта Конституции. Однако отставка главы президентской администрации Сергея Левочкина (его оперативно заменил секретарь СНБО Андрей Клюев, проверенный соратник Януковича)  и развитие событий вынудили главу государства пожертвовать премьером. Николай Азаров 28 января 2014 года подал в отставку, что выглядит второй частью двухходовки, задуманной командой Януковича. Первым шагом было предложение лидеру фракции «Батькивщина» Арсению Яценюку возглавить правительство. Эта инициатива встретила одобрение в западных политических кругах, но не было принято оппозиционером.

Украина в центре внимания

Революционные события на Украине не помешали России в лице Владимира Путина пообещать Виктору Януковичу кредит размером в 15 миллиардов долларов, подкрепив его 30-процентной скидкой на поставляемый на Украину газ. При этом официальные лица России, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, неоднократно призывали иностранные государства воздержаться от вмешательства во внутренние дела Украины.

Интересно отметить, что российские агенты влияния с мандатами депутатов Верховной Рады не только инициировали принятие вышеупомянутого пакета законов, урезающих права и свободы граждан, но и педалировали тему федерализации Украины. Очевидно, что Россия заинтересована скорее в дестабилизации ситуации в нашей стране, чем поиске политических компромиссов.

Ситуация в Киеве


Позиции Европейского союза и США выглядят солидарными. Представители западной демократии призывают участников конфликта к диалогу, поиску решения проблем мирными средствами и принятию решений в Верховной Раде. Показательно, что послы западных государств удостоились обращения министра иностранных дел Леонида Кожары, призвавшего их не вмешиваться во внутренние дела Украины. Отмечу, что канцлер Германии Ангела Меркель и вице-президент США Джо Байден вели в телефонном режиме интенсивные консультации с Виктором Януковичем.

Революция дает шанс Украине

Политический кризис на Украине пока не завершился, но дает основания делать первые выводы.

1) Отечественная политическая элита продемонстрировала слабое соответствие своему формальному статусу, она излишне подвержена внешнему влиянию, от чего ее влияние на развитие событий в государстве упало.

2) Граждане Украины сумели преодолеть политическую апатию, но остаются заложниками неэффективной информационной политики государства, манипуляций, поиска образа врага. Украина остается унитарной, угрозы ее федерализации и распада должны пройти реальное испытание сменой власти.

3) Представителей власти и оппозиции объединяет стремление не допустить нового революционного призыва в элиту качественно отличающихся от нынешних политиков, практически не отягощенных советским наследием, более подготовленных к решению амбициозных политических задач.

4) Украина имеет шанс преодолеть внутренний раскол между Востоком и Западом и сформировать консолидирующую национальную идею.

5) Грамотная канализация импульса революционной активности позволит Украине осуществить попытку догнать в своем развитии государства Центральной Европы, иначе говоря – осуществить реформы, которые не были осуществлены в начале 90-х годов после провозглашения независимости.