Национальный совет по электронным средствам массовой информации (НСЭСМИ) единогласно решил из-за российской пропаганды запретить на три месяца транслировать на территории Латвии телеканала «Россия».
Сразу следует сказать, что результатом такого решения, скорее всего, будет судебный процесс: наверняка транслирующая канал компания обратится в Европейскую комиссию в связи с нарушением директивы об услугах аудиовизуальных СМИ, что может грозить Латвии значительными расходами. НСЭСМИ косвенно признает, что решение с юридической точки зрения неоднозначное, но судебных процессов, по мнению руководителя совета Айнарса Димантса, не надо бояться. Однако на этот раз речь не о том, нужно ли совету «делать политику», и кто будет за это платить. На этот раз - о решении осуществлять цензуру в государстве, которое мы называем демократическим.
Во-первых, насколько неуверенными и закомплексованными мы должны быть здесь в Латвии, чтобы начинать защиту своих граждан с такого смешного запрета!? Я считаю решение НСЭСМИ признанием тотального бессилия и слабости. К тому же, такой запрет не меняет и не решает абсолютно ничего. Даже на краткосрочную перспективу. Что изменится через эти три месяца? Канал испугается и радикально изменит свою редакционную политику? Совет, скорее, должен был выступить с конкретным планом действий по улучшению информационного пространства Латвии. Но проще, разумеется, имитировать деятельность при помощи популизма, который получит резонанс. Будто бы проблема этим будет решена.
В этом контексте симпатичным является предложение LTV (не совета!) по созданию общего ТВ-канала для русской аудитории всех трех стран Балтии. Без углубления в подробности денежного характера – достойно похвалы хотя бы то, что это предложение направлено на очень конкретные действия, попытку решить проблему со взглядом в будущее.
Во-вторых, как низко нужно ценить потребителя информационного пространства, и насколько глупым его нужно считать, чтобы нашептывать на ушко, что правильно, а что неправильно. Есть такая информация, которую свободному гражданину свободной Латвии стоит знать, и есть такая, от которой его уши и глаза надо оберегать? Спасибо за заботу, но о своих информационных потребностях я желаю заботиться сам.
В-третьих, неужели телеканал «Россия» действительно единственный козел отпущения, изолированием которого на три месяца мы решим вопрос российской пропаганды?
В-четвертых, сейчас XXI век со всеми вытекающими из этого последствиями. Прежде всего – в обороте информации. Если предпринят такой шаг о запрете ретрансляции, то для достижения полного эффекта нужен следующий - в отношении нежелательных интернет-ресурсов. Если цензура – то цензура! Как в Китае или Северной Корее. В противном случае это выглядит жалко и смешно.
В-пятых, если кто-то еще не заметил: в марте резко возросла популярность Первого Балтийского канала. В большей мере благодаря причитаниям защитников медиа-пространства, которые сработали, как реклама, теперь это второй по популярности телеканал Латвии. И этот канал упрекают в российской пропаганде.
Нам будут вредить именно столько, сколько мы позволим. В информационном пространстве надо играть с позиций силы, а не принимать роль слабого и причитающего. А цензура - это признак слабости.
Перевод: Лариса Дереча.