Голосование — это фарс, оно незаконно, результаты фальсифицированы. В таких выражениях украинское правительство, Соединенные Штаты, Европейский Союз и международное сообщество отзываются о референдуме, состоявшемся в воскресенье, 11 мая, после которого пророссийски настроенные сепаратисты Донбасса провозгласили новые автономные Донецкую и Луганскую республики.
Тот факт, что Киев, Вашингтон и Брюссель не признали результаты референдума, а Москва заявила, что надо уважать волеизъявление народа, является частью военных действий, которые ведутся на украинской и международной шахматной доске, где играют все без исключения.
Война секретных служб. Украина стала местом дуэли, которую Россия и Запад ведут не только с помощью пропаганды, но прибегая к использованию настоящего оружия: речь идет не только о борцах за автономию со стороны Кремля, но и о наемниках американской частной военной компании Academi, бывшей Blackwater. Немецкая секретная служба подтвердила, что они действуют в Славянске и окрестностях.
При таком очевидном применении силы с обеих сторон (при участии ветеранов войн в Чечне и Ираке) ясно, что ни Москва, ни Вашингтон не намерены в ближайшем будущем уступить поле боя противнику, а успех плана деэскалации ОБСЕ по сути зависит от подсказок Кремля и Белого дома пророссийски настроенным сепаратистам и украинскому правительству.
Россия пытается снизить тон. В настоящий момент, Россия, по крайней мере, на словах попыталась занять более умеренную позицию: она способствовала освобождению захваченных международных наблюдателей и призвала отложить проведение референдума (после обращения Владимира Путина борцы за автономию решили провести всенародный опрос в два приема, второй акт намечен на 18 мая с голосованием о возможном присоединении к России). С другой стороны киевские власти следуют американским директивам. Они заняли жесткую позицию и продолжают наступление против так называемых террористов. Антитеррористическая операция проводится регулярными войсками, национальной гвардией и боевиками «Правого сектора», что подтвердил сам Дмитрий Ярош, в сотрудничестве с Academy.
И после референдума в Донбассе не прекращаются столкновения, в результате которых на прошлых неделях погибло пятьдесят человек.
Координируемые извне военные действия, эпизоды гражданской войны, как в Одессе, где в огне 2 мая погибло множество людей, сталкивают Украину в пропасть.
Путин стремится поставить пророссийски настроенного президента
Итак, что же произойдет в дальнейшем? Ничего. По крайней мере так сказал председатель Центризбиркома самопровозглашенной Донецкой народной республики Роман Лягин, который заявил, что после голосования в Донбассе статус Донецкой области останется неизменным. «Мы только хотим заявить о нашем праве на самоопределение, мы не хотим выходить из состава Украины и становиться частью России», — подытожил Лягин, поставив под вопрос намеченное на 18 мая голосование о присоединении к Москве.
Следует подождать следующих шагов сепаратистов, чтобы понять, как далеко они готовы зайти.
Москва хочет дестабилизировать правительство Киева. Возможность предотвратить разрыв зависит от того, как правительство отреагирует на стремление к автономии других юго-восточных городов, которые 11 мая не проводили голосования, то есть — от Харькова и Одессы. На 14 мая намечено проведение круглого стола, однако неясно, кто готов в среду сесть за стол переговоров и попытаться сохранить единство страны.
За несколько дней до проведения президентских выборов 25 мая между Москвой и Вашингтоном развернулась жесткая борьба.
Кремль заинтересован в том, чтобы Украина осталась в его сфере влияния, но настоящая война с Киевом за восточные регионы, кажется, не входит в планы Путина. Россия продолжает делать ставку на дестабилизацию киевского правительства в ожидании выборов нового президента. Смена правительства и уход со сцены проамерикански настроенного Арсения Яценюка устроили бы Кремль, который в этом плане находит поддержку не только среди сепаратистов, но и у подавляющего большинства избирателей из южных и восточных областей.
США целиком и полностью поддерживают Яценюка. Соединенные Штаты занимают диаметрально противоположную позицию, поддерживая Яценюка в политическом, военном и экономическом плане, хотя это не гарантирует ему сохранения позиций в будущем.
Судьба премьер-министра, однако, отступает на второй план перед судьбой страны. Независимо от признания или непризнания результатов референдума международным сообществом, в ближайшие месяцы устройство Украины должно неизбежно измениться в сторону автономизации регионов или федерализации во избежание раскола страны, срежиссированного другими странами.
Речь идет не только о России: вмешательство Вашингтона в дела Украины и реакция Москвы предполагают радикальный выбор, который в качестве сценария возник сразу после образования независимой Украины в 1991 году.
В сохранении единства страны помимо самих украинцев заинтересована Европа во главе с Германией, которая хотела бы избежать опасной балканизации стратегического региона, связанного с Россией куда больше, чем с США, что и доказали последние бархатные санкции, объявленные Брюсселем 12 мая.