В то время как в Славянске и окрестностях продолжается блиц-операция против сепаратистов (поэтому ее уместнее было бы называть партизанской войной), в атмосфере Киева чувствуется какой-то яд, наподобие таинственного отравляющего вещества, которое, как все говорят, было истинной причиной гибели сорока человек в Одессе. Русские говорят, что украинцы отравили людей в здании газом, а украинцы подозревают российских провокаторов. Излюбленное обвинение против кандидатов президенты — это «защита интересов Путина».
Фаворит президентской гонки Петр Порошенко подозревает свою основную конкурентку Юлию Тимошенко в том, что она агент Кремля. Глава его предвыборного штаба Виталий Ковальчук обвиняет пассионарию оранжевой революции «в поддержке раскола страны». Газеты публикуют «документы», из которых следует, что Юлия якобы подписала с бывшим президентом Януковичем договор о разделе власти до 2029 года. Они должны были сменять друг друга на посту президента и при этом поддерживать видимость конфликта. Партия Тимошенко «Батькивщина», хотя и вошедшая в коалицию временного правительства, сформированного после событий на Майдане, резко выступает против «официального» кандидата Порошенко, которого бывший премьер-министр в свою очередь обвиняет в том, что он является «человеком Москвы». «Россия и олигархи действуют заодно», — заявила Тимошенко, намекая на заинтересованность «шоколадного короля» в российском рынке. Она обещает признать результаты выборов, если «это сделает народ». Это напоминает угрозу, если вспомнить, что в 2010 году Юлия не признала поражения от Януковича под предлогом фальсификации выборов.
Киев находится в центре внимания всего мира, дорога в Европу кажется открытой. Правительству не приходится молить о предоставлении помощи, так как Кристин Лагард уже пообещала существенное увеличение кредитов от Международного валютного фонда. Но именно в этот волшебный момент, кажется, нет никого, кто бы эту помощь принял. Похоже, дух Майдана забыт, а украинская политика возвращается к своему привычному состоянию войны всех против всех. Порошенко за десять дней до выборов может рассчитывать на поддержку примерно 35% избирателей. Он снова предложил всем проевропейски настроенным претендентам на пост президента отозвать свои кандидатуры в его пользу. В списке кандидатов 21 человек, многие из них могут рассчитывать на поддержку всего 3-5% избирателей. Такое распыление голосов может привести к тому, что олигарху не удастся добиться победы в первом туре. Тогда ему придется бороться за победу во втором туре с Юлией, которая имеет поддержку 10% избирателей. Это приведет к затягиванию кризиса власти, что только на руку Москве. В настоящий момент страну возглавляет исполняющий обязанности президента и глава парламента Александр Турчинов, но ему каждую неделю грозят отставкой то потому, что он слишком мягок с сепаратистами, то потому, что кому-то приходит в голову, что, если посадить Порошенко на его место еще до выборов, то у олигарха будет больше шансов на победу. В Верховной раде столкновения, обвинения и даже драки происходят каждый день. Излюбленной мишенью служит министр внутренних дел Арсен Аваков, хотя, согласно некоторым источникам, на его место уже якобы назначен председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко как «более решительный человек».
Создается впечатление, что вся система власти рушится. Киев продолжает менять руководителей областей, а олигархи смотрят на происходящее с нарастающим недовольством. Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов, который финансирует «Партию регионов» (которую прежде возглавлял Янукович) потребовал от правительства прекращения операции против сепаратистов. Депутат Николай Томенко заявил, что союз правительства Майдана с контролирующим восток страны олигархом, который при угрозе российской оккупации встал на сторону Киева, было «ошибкой». Сепаратисты в свою очередь утверждают, что «на две трети» их финансирует Ахметов. Несмотря на то, что хозяин футбольного клуба «Шахтер» опроверг эти утверждения, подозрения отравили союз активистов Майдана с Партией регионов, заключенный против Путина, который пока позволял Украине выжить.
Кошмарная перспектива потери контроля государства над восточными регионами уже стала реальностью. Киев не контролирует часть территории, и «война» выливается в серию отдельных столкновений, в которых командует первый попавшийся. Солдаты сдаются и дезертируют, объединяясь с пророссийски настроенными активистами. Военные вступают в столкновения с местными украинскими милиционерами, а центральное правительство дает по меньшей мере три различных версии при освещении одного и того же инцидента. Агенты секретных служб, захваченные в Славянске, обвиняют своих киевских командиров в том, что они проинформировали сепаратистов об их миссии. Все подозревают всех, и пока Турчинов обещает сформировать «с нуля» армию и полицию, на сцену выходят отряды добровольцев Национальной гвардии, финансируемой новым губернатором Днепропетровской области олигархом Игорем Коломойским, который из собственного кармана оплачивает поимку просочившихся в ее ряды пророссийски настроенных агентов и предоставляет бронированные инкассаторские автомашины своего банка в качестве «средств атаки».
Но и с другой стороны нет никакого единодушия. На востоке Украины действуют политики и олигархи из Партии регионов и пророссийски настроенные боевики неясного происхождения. Но и боевики разделены. Несколько дней тому назад лидер «Донецкой народной республики» обвинил военное крыло движения в «путче». Игорь Стрелков, «зеленый человечек» из российской военной разведки, превративший Славянск в крепость вооруженного сопротивления, провозгласил себя «верховным главнокомандующим», а «гражданское» руководство, предположительно финансируемое Ахметовым, было отставлено. В каждом городе местный «народный мэр» придерживается собственных идей: кто-то хочет присоединиться к России, кем-то владеют утопические идеи о провозглашении независимости отдельного города, кто-то склонен к переговорам с Киевом об усилении автономии. В то же время все пользуются моментом, чтобы свести счеты. Из городов с советскими названиями Антрацит и Стаханов поступают сведения о разгромах магазинов и фабрик, об убийствах предпринимателей, отказавшихся финансировать сепаратистов. Ахметов, шахты и сталелитейные заводы которого подверглись вооруженным нападениям, пообещал организовать за свой счет «народную милицию», чтобы обеспечить порядок. А Коломийский, названный «проходимцем» самим Путиным, параллельно «референдуму» сепаратистов организовал «консультативное голосование», чтобы узнать у жителей Донецка и Луганска, не хотят ли оставшиеся неприсоединившиеся районы в случае возможного частичного выхода областей из состава Украины присоединиться к Днепропетровскому региону. Большинство (при этом число проголосовавших неизвестно) сказало «да», и теперь, если реализуется худший из сценариев, олигарх-губернатор получит в личное пользование огромное феодальное владение, превышающее по территории и ресурсам Донецкую область, которая была оплотом власти Януковича.
Одним словом, идет игра всех против всех, при этом как бы никто ничего не знает, никто ничего не контролирует, а каждый пытается усидеть, по крайней мере, на двух стульях. Россия тоже не решается пойти на риск и присоединить какой-нибудь рабочий городок Донецкой области. Она так до сих пор и не высказалась по поводу «референдума» сепаратистов, ограничиваясь ритуальными обвинениями Киева в том, что в нем заправляют «фашисты и последователи Бандеры», решительного сторонника сильного национального украинского государства, вдохновлявшегося опытом нацистов. Но на Украине сейчас скорее возобладал дух не Бандеры, а Нестора Махно. Анархист-самоучка и харизматичный командир во время гражданской войны во главе своей небольшой крестьянской армии воевал и вместе с большевиками и против них, он стал занозой в боку у немцев, чехов и словаков, поляков, белых, красных и националистов, сражаясь во имя свободной и анархической Украины. Его крепостью стало Гуляйполе. Сегодня городок насчитывает 14 тысяч жителей, а с 1917 по 1921 годы он находился в центре гражданской войны и переходил из рук в руки 17 раз, став символом хаоса, насилия и жестокости экстремистов. Это Славянск столетней давности и один из символов повторяющейся истории Украины. Портреты героев-анархистов на Майдане пользовались большей популярностью, чем изображения Бандеры. Москва, видя невозможность аннексировать восточные украинские области по крымской модели, вероятно, не очень огорчается по поводу распространения на Украине вируса Махно.