Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дела как обычно

Слабые места российско-украинской дипломатии

© East News / Action press/NurPhoto/Zuma PressУкраинские солдаты в окрестностях Славянска
Украинские солдаты в окрестностях Славянска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Дела как обычно», – проронил в какой-то из бесед в августе 1914-го года Уинстон Черчилль, имея в виду, что его страна, несмотря на войну, должна жить обычной жизнью. Однако, очень быстро он понял, что так быть не может. Нынешняя ситуация на Украине начиналась по схожему сценарию. Еще довольно долго после оккупации Крыма она продолжала военное сотрудничество с Россией, страной, которая стала оккупантом и агрессором.

Россия ведет агрессивную политику в отношении Украины еще с конца февраля, но изменения в двусторонних отношениях с нашей стороны начали проявляться довольно поздно. В чем же причина такого промедления?

«Business as usual» («Дела как обычно»), - проронил в какой-то из бесед в августе 1914-го года будущий британский премьер, а на то время первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, имея в виду, что его страна, несмотря на войну, должна жить обычной жизнью. Однако, очень быстро он понял, что так быть не может. Нынешняя ситуация на Украине начиналась по схожему сценарию. Еще довольно долго после оккупации Крыма она продолжала военное сотрудничество с Россией, страной, которая стала оккупантом и агрессором; дипломатические отношения до сих пор не расторгнуты; полномасштабную войну называют антитеррористической операцией, а сигнал о прекращении торговых отношений премьер-министр Яценюк дал только сейчас, когда уже трудно определить точное количество жертв войны. И это тогда, когда мы требуем жестких санкций против России от Запада. В чем же причины такой нерешительности или промедления?

Война или АТО?

На самом деле, далеко не все настолько просто сделать, как кажется на первый взгляд. В частности, в вопросе определения нынешнего конфликта на Востоке Украины. Согласно Уставу ООН и резолюции ее Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года, действия России квалифицируются как акт агрессии. На этом сходятся все дипломаты и специалисты по международному праву, с которыми общался Тыждэнь. Среди них и нынешний министр иностранных дел Павел Климкин.

«Мы имеем четкую базу международного права в этой ситуации, и если открыть Устав ООН, то там можно найти четкое определение того, что является актом агрессии. Даже обстрел с территории одной страны территории другой является актом агрессии», - отметил министр во время одного из брифингов. Впрочем, в недавнем интервью он добавил, что если пользоваться терминологией международного права, то нужно четко понимать: у нас нет конфликтов между государствами, как нет на Украине и внутригосударственного конфликта. Видение последнего пытается ей навязать российская пропаганда. «На Украине есть сепаратисты и террористы, контролирующие определенные территории на Востоке», - отметил дипломат.

«Война ли это, или не война - вопрос риторический. Речь идет о том, что одна страна - член Совета Безопасности ООН, органа, который ответственен за поддержание мира и безопасности в мире, аннексирует территорию другой. Так что это, акт мира, акт поддержки стабильности, или это акт агрессии?» - говорит бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко. «Если государство поставляет боевикам новейшее оружие, если оно обстреливает другое со своей территории такими установками, как «Град», то назвать это мирным сосуществованием невозможно. Это очевидный факт агрессии», - отмечает он в комментарии Тыжню.

Военный теоретик Карл фон Клаузевиц считал войну «актом насилия, имеющим целью заставить противника выполнить нашу волю». Это вполне соответствует действиям России. Несмотря на то, что последняя ведет против Украины необъявленную войну, Киев не называет ее войной, не вводит военное положение. Почему он до сих пор не сделал такого шага, беспокоит сегодня многих. Однако готова ли Украина объявить войну России? По мнению экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, учитывая объективные обстоятельства она не может вести войну на равных с РФ. Этих обстоятельств очень много, и начать можно хотя бы с упоминания о том, кто одевает и даже вооружает нашу армию. Относительно военного положения, то президент недавно озвучил свои аргументы против него. Как отмечает Петр Порошенко, во время военного положения запрещены поставки оружия и продукции двойного назначения, что ухудшит позиции Украины в этой войне. Кроме того, невозможна стала бы поддержка государства международными финансовыми институтами. «Странам в состоянии войны МВФ не дает денег», - говорится в его заявлении.

Дипломатические отношения

Впрочем, война, а, к тому же, и оккупация части украинской территории не могут никак не сказаться на отношениях между странами. Когда Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии, которые являются грузинскими землями, Тбилиси решил разорвать дипломатические отношения. «Думаю, нам, по меньшей мере, следовало бы разорвать дипломатические отношения со страной-агрессором. Это косвенно и было бы признанием того, что против нас ведется война без официального ее объявления», - считает экс-министр Огрызко.

Украина пока этого не сделала и очевидно не будет делать. По мнению нынешнего главы МИД Климкина, если прекратить дипломатические отношения то, без помощи останутся тысячи украинских граждан, которые в настоящее время находятся на территории России. Однако может ли Украина сейчас эффективно защищать своих граждан на территории РФ? То, что нашему консулу только с десятого раза удалось попасть в СИЗО, где содержат похищенную и незаконно вывезенную в РФ украинскую летчицу Надежду Савченко, - важное доказательство. «Вопрос в том, что Россия проводит в отношении Украины действительно агрессивную политику, необъявленную войну, и все украинцы, которые находятся на территории РФ, фактически являются заложниками, потому что в любой момент к ним могут принять любые превентивные меры», - отмечает относительно этого Владимир Огрызко. Заместитель главы Администрации президента Украины Валерий Чалый, однако, по этому поводу отмечал, что вариант разрыва дипломатических отношений все еще окончательно не отвергнут. «Мы сейчас анализируем различные варианты, не только этот», - заявил он на брифинге 16 июля. По его мнению, всегда нужно понимать, какую добавленную стоимость можно получить: либо символический жест, или же какой-то результат. Пока, очевидно, по его мнению, для Украины более эффективным является сохранение дипломатических отношений с Россией.

Сами себе грабли разбрасываем

Для стран Евросоюза введения санкций против РФ - также экономическая боль (поскольку российский импорт в ЕС, по данным Генерального директората Европейской комиссии по делам торговли, на 2013 год составил € 206,5 млрд., тогда как ЕС экспортировал в Россию товары на сумму € 119, 8 млрд.), поэтому Евросоюз и не спешит ввести ограничения. Однако, несостоятельность его стран 22 июля расширить список санкций против Москвы после того, как около 200 мирных граждан из их стран погибли от рук финансируемых и натренированных Россией террористов, оставляет открытым вопрос о возможностях этой организации прибегнуть к решительным действиям. Но, когда Украина требует решительности от ЕС, то и сама должна не отставать. Президент уже приказал прекратить сотрудничество в сфере военно-промышленного комплекса, однако пока появляются сообщения о том, что некоторые украинские предприятия продолжают обслуживать Россию. Например, днепропетровский Южмаш. На момент сдачи номера в печать нам не удалось получить подтверждения или опровержения этого факта на самом предприятии.

Впрочем, еще остается торгово-экономическое сотрудничество. 18 июля премьер-министр Арсений Яценюк приказал готовиться к тому, что Украина полностью ограничит торговлю с РФ в двустороннем формате. Снова в публичном пространстве возник вопрос: «А почему так поздно?»

Председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает ключевым ответом на этот вопрос то обстоятельство, что подготовка таких решений требует времени. «Любое решение - это подготовка, расчеты, планы, а потом уже собственно решение», - отметил он. Кроме того, по мнению эксперта, для Украины это будет иметь серьезные экономические последствия. «Украинский экспорт в Россию составляет около 20%. Если добавить страны Таможенного союза и вообще СНГ, то это один из наших крупнейших рынков. Поэтому понятно, что с экономической точки зрения Украина понесет потери», - отметил он. При этом, по мнению эксперта, в краткосрочном плане Киеву никто не компенсирует убытки от свертывания экономических связей с Москвой, и это непосредственное дело государства, здесь нет другого пути. «ЕС способен помочь, но эта помощь может иметь чрезвычайный гуманитарный характер», - добавил он.

Еще один важный фактор для сохранения business as usual в этой сфере - это политико-экономическое лобби, которое, очевидно, давит на нынешнее правительство. «Мы имеем дело с очень сложным сечением политических, экономических и социальных соображений», - отметил Игорь Бураковский.

Быть или не быть?

В украинско-российских отношениях остается много вопросов. Некоторые из них имеют четкий ответ, и его следует осознать тем, кто настаивает на немедленных, решительных действиях, ведь часто нельзя воплотить важные решения за несколько часов или даже дней, особенно в украинско-российском контексте, который, оглядываясь на историю и территориальное соседство, всегда был настолько близок.

Впрочем, каждый день или даже каждый час промедления может стоить чьей-то жизни на фронте. Поэтому в нынешней ситуации лучше быть полуголодным, но живым, чем умереть сытым.

Перевод: Антон Ефремов.