Украина провалила подготовку к зиме. По данным ассоциации Европейских операторов подземных газохранилищ, на 17 сентября в наших хранилищах находилось 16,32 млрд кубов топлива. Чтобы пережить холода, нужно не менее 20 млрд кубов, причем получить такой объем путем реверсных поставок из ЕС мы уже не успеваем. Не прибавляет оптимизма и «Нафтогаз». По словам председателя правления Андрея Коболева, вероятность того, что «Газпром» прекратит транзит газа через Украину. оценивается в 70%. «Если это случится, мы останемся один на один с нашими проблемами и потреблением», — заявил Коболев.
«Я исхожу из пессимистического сценария, то есть из холодной зимы, а она, похоже, такой и будет. Это в среднем увеличивает расход топлива на 5 млрд кубометров. Плюс мы не выходим на ожидаемые 10 млрд кубов газа по году за счет реверса, максимум на 5–6 млрд. Вот вам еще (минус) 5 млрд, — пояснил журналу «Вести. Репортер» глава набсовета «Киевэнерго» Иван Плачков. — Страна живет мнимым ощущением того, что все будет хорошо. Нужен тотальный аудит всех имеющихся энергоресурсов. Не только газа, угля и мазута, но также вторичных энергоресурсов, альтернативного топлива».
При этом Плачков считает, что переход ТЭС на альтернативные виды топлива не поможет. Уголь и мазут в дефиците, на украинских складах, по словам профильного министра, есть всего 1,7 млн тонн антрацита при норме в 3–3,5 млн тонн (всего год назад накопили целых 4,7 млн тонн). Австралийский и южноафриканский уголь слишком дорог из-за доставки по морю. Даже если удастся наладить поставки топлива из регионов, контролируемых ДНР и ЛНР, объемов будет недостаточно: из 95 госшахт Донбасса лишь 24 работают в нормальном режиме. «А 13 шахт полностью уничтожены, среди них есть такие, которые добывали более 1 млн тонн угля в год», — уточнил замминистра энергетики и углепрома Юрий Зюков. Кстати, вчера украинские предприятия подписали контракты о поставках 5,6 млн тонн импортного угля до конца года. Среди поставщиков — Россия.
«Парадокс в том, что спасаясь от газовой зависимости от России, мы вынуждены будем покупать у нее и уголь, и мазут, и, возможно, импортировать электроэнергию», — сказал Плачков, пояснив, что переключить энергосистему на режим реверса из ЕС не получится, она не работает в параллельном режиме с европейской системой. Есть проблема и с ГЭС: дефицит воды в водохранилищах сейчас 30–40%, что не позволяет задействовать гидроэлектростанцию на полную мощность. «Вероятность техногенных катастроф, наподобие той, что случилась в Алчевске, есть всегда, даже в самых развитых энергосистемах. Помните ведь отключения по всему восточному побережью США. Исключить это нельзя и сейчас», — резюмировал глава «Киевэнерго».