Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На востоке Украины установилось относительное перемирие: пророссийские боевики, а в действительности, как все мы знаем, — действующие по указу России, вооружаемые российской стороной и пополняемые российскими военнослужащими формирования, свои действия приостановили. Подразделения украинской армии не осуществляют артобстрелов в направлении Донецка и других городов на востоке страны.

На востоке Украины установилось относительное перемирие: пророссийские боевики, а в действительности, как все мы знаем, — действующие по указу России, вооружаемые российской стороной и пополняемые российскими военнослужащими формирования, свои действия приостановили. Подразделения украинской армии не осуществляют артобстрелов в направлении Донецка и других городов на востоке страны. Хотя министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно и выразил сомнение, что с украинской стороны воюют не столько военнослужащие регулярной армии, сколько представители Национальной гвардии и подчиняющихся олигархам группировок. Вероятно, в его словах есть рациональное зерно. Кроме этого, Украина, Россия и Евросоюз договорились отложить процесс установления ассоциативности между ЕС и Украиной до 31-го декабря 2015 года.
 
Насколько я понимаю, эта отсрочка необходима прежде всего украинской стороне, поскольку если ЕС и Россия начнут одновременно применять соответствующую логике договора политику таможенных пошлин, то первым, кто «сядет в калошу» будет, конечно, Украина. Конечно, в этом плане и оставшихся двух сторон ожидают неприятные сюрпризы. Еврокомиссар по расширению и Европейской политике соседства Штефан Фюле уже начал говорить о необходимости переговоров между Евросоюзом и Таможенным союзом. Блестящая идея! И почему только эта идея не возникла ни у кого в Москве или Брюсселе, скажем, года два назад?
 
На фоне этих слегка положительных подвижек, есть и отрицательные моменты. На днях, например, вошли в силу введенные в отношении России санкции ЕС, а затем, или — судя по «происхождению» — еще до этого, — санкции Соединенных Штатов. Независимо от того обстоятельства, что политика России в отношении Украины, как мне кажется, является категорически неприемлемой, тем не менее, непонятно, из-за чего или для чего в этом конкретном случае был принят этот очередной пакет санкций. Порой складывается впечатление, что бюрократическая машина Брюсселя настолько медлительна, что реагирует на события с опозданием, т.е. тогда, когда эта реакция теряет всякую актуальность.
 
Политологи обычно говорят, что «неблагодарное это дело — делать прогнозы», но поскольку я политологом не являюсь, то позволю себе такую попытку: российско-украинская война, на мой взгляд, возобновится. У двух этих родственных народов за год накопилось так много обоюдной ненависти, что этот запас никуда просто так не улетучится. Особенно «необузданная» пропаганда «официальных» российских телеканалов, которая нацелена на раззадоривание «патриотических» чувств, и которая способствовала не только беспрецедентному скачку рейтинга Путина, но и колоссальному накоплению негативной энергии, агрессии, которые непременно должны во что-то вылиться.
 
Еще в середине минувшего века французский философ Морис Мерло-Понти писал, что в современных войнах бьются не за место обитания, а за моральное право: стороны пытаются доказать друг другу, что тот ад, который они создали, для их противников более гуманный, чем тот ад, который создан последними. «Именно поэтому, — пишет Мерло-Понти, — все войны сегодня ведутся во имя мира». Либо, как сейчас принято говорить, дабы соперника «принудить к миру». Русским и украинцам еще предстоит доказать друг другу, чей ад «гуманнее».
 
А закончится это все тем, что Донецкая и Луганская области также перейдут к России, и экономическая ситуация в этих областях будет настолько же мрачной, насколько мрачная она в Крыму. Наряду с этим вся оставшаяся Украина превратится для России в крайне «недружественную» страну, как Польша и Литва, и, в конце концов, вступит в ЕС и НАТО. Хорошее это решение, или нет — не знаю. Пусть об этом скажут политологи.