Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Разумная оборона

В Киеве состоялся круглый стол, на котором обсудили сотрудничество Украины с НАТО и ЕС в оборонной сфере. Цель — конкретные проекты.

© AP Photo / Efrem LukatskyУкраинские солдаты во время встречи с Петром Порошенко на военной базе рядом с Житомиром
Украинские солдаты во время встречи с Петром Порошенко на военной базе рядом с Житомиром
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последний год стал переломным как для украинской армии, так и для всей Украины. Хоть и с опозданием, но наша страна на законодательном уровне таки вернулась к своим прежним внешнеполитическим безопасностным устремлениям.

Последний год стал переломным как для украинской армии, так и для всей Украины. Хоть и с опозданием, но наша страна на законодательном уровне таки вернулась к своим прежним внешнеполитическим безопасностным устремлениям.

Напомним, что Евгений Марчук как секретарь СНБО в 2003 году добился принятия парламентом Закона «Об основах национальной безопасности Украины». В закон была введена формула, согласно которой Украина, с целью гарантирования национальной безопасности, может присоединяться к военно-политическим блокам, в частности — к Североатлантическому альянсу. Также согласно этой формуле была разработана и утверждена военная доктрина. Но ситуация изменилась после Стамбульского саммита НАТО в 2004 г. Тогда стало понятно, что Украина очень близка к подписанию ПДЧ (плана действий по членству в НАТО), и именно в это время Леонид Кучма на один-два дня вместе с Владимиром Путиным исчезли с поля зрения прессы где-то на Азовском море. Вернувшись, Кучма дает команду немедленно исключить из военной доктрины упомянутую формулу о сотрудничестве с НАТО... Далее, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины». Если бы в свое время второй президент Кучма не игрался с внешним курсом, как и его лучший ученик Янукович, вряд ли сегодня Россия осмелилась бы на открытую агрессию. Украина имела бы совсем другой статус и отношения с Альянсом.

После российской агрессии против нашей страны начались определенные структурные, количественные и качественные изменения в Вооруженных силах Украины. А 23 декабря 2014 года Верховная Рада отменила «внеблоковый статус» государства и установила, что среди приоритетов национальных интересов Украины есть интеграция в евроатлантическое безопасностное пространство, основным направлением государственной политики по вопросам национальной безопасности является углубление сотрудничества с НАТО «с целью достижения критериев, необходимых для приобретения членства в этой организации». В представленном 9 апреля проекте «Стратегии национальной безопасности» также говорится о том, что европейская и евроатлантическая интеграция является приоритетными направлениями внешней и внутренней политики. «Наша страна видит в членстве в НАТО единственную надежную внешнюю гарантию государственного суверенитета и территориальной целостности страны. Приоритетом является внедрение стандартов НАТО, достижение совместимости нашей армии и спецслужб с силами и средствами соответствующих структур стран-членов НАТО, что обеспечит в будущем обретение членства в Альянсе», — передает СНБО.

Намерения Украины сблизиться с Североатлантическим альянсом находят отклик и в самой организации коллективной безопасности. С началом боевых действий на Донбассе НАТО в целом и его отдельные государства-члены обеспечивают нашу страну политической, материальной и военной нелетальной помощью.

Военно-техническое сотрудничество является одним из стратегических направлений взаимодействия Украины и НАТО. Именно этой теме был посвящен круглый стол «Сотрудничество между Украиной и государствами НАТО и ЕС в оборонной сфере: состояние, проблемы и пути последующего развития», который на прошлой неделе состоялся в стенах Национального института стратегических исследований. С украинской стороны присутствовали представители Министерства обороны, СНБО, народные депутаты, руководители госкомпании «Укроборонпром», представители частных компаний, военные специалисты и эксперты. Среди приглашенных представителей иностранных структур — сотрудники Офиса связи НАТО, военные атташе, представители иностранных министерств обороны и иностранных частных оборонных и безопасностных компаний. Целью мероприятия были не только демонстрация взаимоподдержки, но и практические советы международных экспертов, демонстрация украинского оборонного промышленного потенциала, важная роль частных предприятий в нем, а также закладывание основ для последующего военно-промышленного сотрудничества между Украиной и странами-членами НАТО и ЕС.

Во вступительном слове один из модераторов круглого стола, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отметил: «Сегодня идет война, и Украина превращается в серьезный рынок для западных оборонных компаний в области технологий лицензий и пр. Но наша страна сама владеет крупным оборонно-промышленным комплексом, потому в будущем должны быть серьезные, мультинациональные проекты по созданию новых вооружений с привлечением украинских предприятий. Наша цель — перейти к конкретным переговорам и проектам между западными оборонными компаниями и украинскими оборонными предприятиями. Это мероприятие было задумано и для укрепления взаимного доверия между Украиной и странами НАТО и ЕС, чтобы перевести наши переговоры и намерения в конкретные проекты и предложения».

Вступительное слово также взял директор Офиса связи НАТО Марчин Кожиэл, который заявил, что НАТО стремится открывать новые возможности для украинских предприятий для презентации оборонной промышленности Украины на международном уровне. «В начале апреля представители НАТО совместно с представителями «Укроборонпрома» и МОУ разработали дорожную карту реформирования системы стандартизации оборонной сферы на 2015-2018 гг., которая предполагает постепенный переход на евроатлантические стандарты в сфере производства оружия и военной техники», — рассказал Кожиэл.

С этих слов и стартовал круглый стол, который тематически был разделен на три секции.

І. Состояние отношений Украины с НАТО и ЕС в оборонной сфере


Первым докладчиком стал Эрнест Герольд, помощник заместителя Генерального секретаря НАТО по вопросам оборонных инвестиций, который рассказал о совместных проектах Украины и Североатлантического альянса. «НАТО и страны-члены основали пять вспомогательных фондов для помощи Украине — по логистике, командованию, управлению, контролю и связи, компьютерной технике, кибербезопасности, переподготовке уволенных военнослужащих, а также медицинской реабилитации раненых. НАТО также работает над координацией между странами, которые помогают Украине, чтобы избежать дублирования». По словам Герольда, ведется работа в ряде сфер относительно интенсификации оборонной реформы и сотрудничества с НАТО, но комплексный обзор системы нацбезопасности и обороны пока не завершен. «Недостаточная четкость относительно развития сектора безопасности и обороны усложняет деятельность НАТО по обеспечению эффективной помощи. Но нас вдохновляют практические усилия, направленные на улучшение координации оборонных реформ и сотрудничества с НАТО, в том числе через межведомственную координацию, которую осуществляет СНБО. И мы заметили прогресс по целому ряду сфер после наших недавних встреч в Брюсселе», — рассказал представитель НАТО.

Еще одно направление сотрудничества — инициатива НАТО «Разумная оборона», касающаяся объединения и общего использования ресурсов для их экономии. Украина принимает участие в проекте защиты портов, но в Альянсе выражают готовность сотрудничать в рамках других проектов.

«Мы сотрудничаем в сфере воздушной безопасности, главным элементом которой является обмен информацией относительно воздушной обстановки. В результате кризиса с Россией, та информация, которую мы предоставляем Украине, касается более широкого объема территорий, — рассказал Герольд, — НАТО будет содействовать в приобретении кодификационных систем Украиной, а также помогать в подготовке соответствующего персонала. Мы надеемся, что Украина в дальнейшем будет направлять своих экспертов для работы в пределах совета директоров НАТО по вопросам вооружений, а мы будем продолжать оказывать финансовую помощь в этом вопросе».

Следующий выступающий Роман Романов, директор ГК «Укроборонпром», рассказал о задачах, которые сегодня приходится решать концерну, а также его виденьях развития сотрудничества предприятия со структурами НАТО и ЕС. «Нам приходится искать новые пути для обеспечения украинских Вооруженных сил образцами вооружений в современных политических и экономических условиях. Одним из выходов может стать разработка новых образцов вооружений совместно с европейскими странами и странами-членами НАТО. Концерну необходима помощь в виде технологий, технологических линий или отдельного оборудования для выпуска военной техники, которую раньше на Украине не производили», — рассказал Романов.

Роман Романов выделил такие важные направления расширения военно-промышленного сотрудничества: «Расширение сотрудничества с ведущими компаниями с целью выработки и закупки высокотехнологических систем для повышения технических характеристик украинской оборонной продукции. Создание современных коопераций между оборонными предприятиями разных стран для разработки и производства новых образцов военной техники. Постепенный переход ВСУ на стандарты НАТО, техническое переоснащение и полноценное участие предприятий ВПК Украины в проектах НАТО по созданию, производству, модернизации, утилизации военной техники, согласно мировым стандартам».

Директор «Укроборонпрома» также рассказал, чем именно привлекательна Украина для инвесторов в оборонной отрасли: «Украина владеет полным циклом авиационной техники, двигателей и агрегатов. У нас есть опыт строительства военных кораблей и гражданских судов разного назначения. Украина является одним из лидеров газотурбиностроения. Украине имеет единый замкнутый цикл производства танков и БТР-ов, входит в 10-ку государств, которые разрабатывают ракетную и радиолокационную технику, высокоточное оружие».

Народный депутат Украины, член комитета ВРУ по вопросам нацбезопасности и обороны Алексей Скрипник обратился к участникам круглого стола относительно их предложений в плане законодательного обеспечения усиления сотрудничества Украины с НАТО и ЕС в секторе национальной безопасности и обороны: «Нужно определить, что нам нужно сделать, чтобы за год изменить уровень сотрудничества со странами НАТО. Одна из проблем — фонды, которые мы имеем по сотрудничеству с НАТО, не работают, потому что не приняты изменения к законам относительно налогообложения, ведь неправильно облагать налогом помощь, которая нам поступает. Также у нас есть проблема взаимодействия между ведомствами, которые на Украине отвечают за сотрудничество».

Скрипник также описал основные направления важных изменений в секторе нацбезопасности: «Первое — по оборонному комплексу. В коалиционном соглашении мы имеем вопрос создания комиссии, которая отвечала бы за создание всех видов оборонных предприятий, — «Укроборонпрома», Украинского космического агентства, независимых производителей и предприятий, находящихся в ведомстве Министерства обороны, чтобы достичь полной координации относительно того, каким образом мы производим, импортируем и экспортируем оружие. Нынешняя ситуация является крайне неудовлетворительной. Необходимо создание Совета генеральных конструкторов, координация на всех уровнях импорта и экспорта оружия, по фондам с НАТО нам нужна четкая программа — что мы должны сделать, в том числе на законодательном уровне». «В образовании — аналогичная проблема с дискоординацией, — продолжил депутат. — Есть очень много людей, получивших западное образование, но уровень его использования в украинской армии должен быть намного лучше. Нам также необходим единый координационный центр, благодаря которому мы четко понимали бы, какую помощь можем получить от стран НАТО и на основе этого иметь реальные вещи, с которыми будем работать». Алексей Скрипник сообщил, что парламент готов обеспечивать это сотрудничество, но он должен понимать, какие проблемы возникают в этом плане.

ІІ. Перспективы сотрудничества

Во втором блоке выступлений слово взял вр.и.о. первого заместителя начальника Главного управления военного сотрудничества и миротворческих операций Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Борис Кременецкий, который рассказал о приоритетных направлениях углубления военного сотрудничества между Украиной и странами НАТО и ЕС. «Приоритетами нашего сотрудничества должно стать повышение в кратчайшие сроки оперативных возможностей ВСУ для отпора любой агрессии. Мы говорим о развитии оборонных возможностей, сотрудничестве с целью реформирования Вооруженных сил и взаимосовместимости», — рассказал Кременецкий. В соответствии с этим, «важным является поддержание и расширение военно-политического диалога руководств оборонных ведомств Украины, ЕС и НАТО; участие в общих военных учениях, участие инструкторов стран-членов НАТО в непосредственной подготовке войск Украины; получение материально-технической помощи и обеспечение неотложных нужд ВСУ, выполняющих задачу в АТО; сотрудничество комитета по вопросам военного сотрудничества и оборонного реформирования, гражданско-военного сотрудничества и информационных операций; профессиональная и языковая подготовка представителей ВСУ в учебных заведениях стран ЕС и НАТО; участие ВСУ в силах реагирования НАТО, а также многонациональных тактических группах ЕС; участие в региональных инициативах совместно со странами ЕС и НАТО, а также продолжение участия в международных операциях по поддержанию мира; лечение и реабилитация раненых военнослужащих ВСУ в лечебных заведениях стран ЕС и НАТО».

Борис Кременецкий рассказал о приоритетных сферах реформирования Вооруженных сил. «В первую очередь, система управления и связи, система обеспечения войск, силы спецопераций и военная медицина, — рассказал представитель Генштаба. — Они подлежат коренному реформированию уже в ближайшее время. Один из основных механизмов — общий украинско-американский объединенный координационный комитет по вопросам военного сотрудничества и оборонного реформирования».

Кременецкий также описал предыдущий опыт Украины в международных военных учениях и последующих планах на следующий год: «В прошлом году нам удалось провести на территории Украины 3 многонациональных учения с привлечением свыше 1,5 тыс. военных, 160 ед. техники, 7 кораблей и 5 летательных аппаратов. Украина приняла участие в 5 международных учениях за пределами ее территории. На этот год запланировано проведение 4 учений на территории Украины, а также участие сил и средств ВСУ в 7 многонациональных учениях при участии войск, а также в 5 многонациональных командно-штабных учениях. В этом году планируется участие начальника ГШ ВСУ в заседании военного комитета ЕС. Мы продолжаем принимать участие в отдельных операциях под руководством Евросоюза путем обмена информацией. Мы планируем принимать участие в дежурствах боевых тактических групп ЕС в 2016 году вместе с Грецией, Болгарией, Румынией, а также в боевой тактической группе Вышеградской четверки».

«Создание литовско-польско-украинской бригады — многонационального подразделения при участии трех стран перешло в практическую плоскость. И сейчас МОУ готовится к подписанию и обсуждению с Европейским оборонным агентством административного соглашения относительно сотрудничества, подписание которого даст возможность «Укроборонпрому» получить доступ к закрытым стандартам ЕС в сфере оборонной промышленности», — поделился соображениями представитель ГШ ВСУ.

Следующий участник конференции — директор литовской Ассоциации оборонных и безопасностных предприятий Вайдотас Малинионис в начале выступления рассказал о преградах, возникающих на пути сотрудничества Украины со структурами ЕС и НАТО: «В пределах НАТО и ЕС есть желание сотрудничества с Украиной, но процессы продвигаются очень медленно, а ваша ситуация требует быстрых шагов, поскольку идет война. Это наше слабое место, которому мы должны уделить внимание в будущем. Понятие «гибридной войны» является несколько странным, ведь наши политики, в том числе в Литве, думают, что это не война. А противник очень быстро принимает решения. Еще одна наша проблема — оперативная совместимость — мы даже в нашей стране имеем несколько типов транспортных средств, что усложняет материально-техническое обеспечение. Все три страны Балтии также закупают три разных типа систем, Польша также имеет другие бронетранспортеры — это расточение ресурсов».

Бывший заместитель министра обороны Украины, президент компании UARPA, адмирал Игорь Кабаненко во время круглого стола рассказал об основных выводах и уроках войны, которая идет на Донбассе: «В существующей практике командиры опираются на военную группу, а должны опираться на искусство ведения войны — ситуация требует от них быть лидерами. Боевые действия ведут между группировками войск, а должны вестись боевыми системами. В качестве ключевого рассматривается количественное преимущество войска, тогда как более важно качественное преимущество, а подготовка личного состава имеет исключительное значение. У нас присутствует централизованная система управления войсками, когда все решения согласовываются и принимаются в Киеве, а практика требует децентрализованного управления войсками. Мы видим реактивность в действиях, тогда как ситуация требует большей активности и динамичности в действиях, маневра, опережения противника во времени и действиях. Мы также видим вертикально-линейный тип коммуникации, тогда как нужен вертикальный, горизонтальный, а также интерактивный тип». Исходя из этих умозаключений, Кабаненко отметил важность использования «современных технологий в технике, вооружении и понимание, что должны работать эффективные боевые системы, которые сочетают боевую технику, человека, компьютер, софт, сенсоры, коммуникации и др. В понимании преимуществ современных технологий для опережения противника, в идеях военной культуры, а также мотивации — позитивной мотивации лидерства и сокращения командного расстояния в войсках и государственных органах».

По мнению адмирала, само гражданское общество и частный сектор ныне лучше всех способны привнести эти новации в систему национальной безопасности и обороны Украины. «Гражданское общество и частный сектор демонстрируют гибкость, скорость, адаптивность к условиям, эффективный сетевой подход к реализации ряда высокотехнологических проектов, — говорит Игорь Кабаненко. — Ряд предложенных гражданским обществом решений по автоматизации помогли повысить качество оперативного боевого управления. Нуждается в улучшении государственно-частное сотрудничество в сфере обороны по внедрению современных технологических решений. Вся эта активность нуждается в координации». «Поэтому группой компаний, энтузиастов и коллективов был создан сетевой кластер высоких технологий и объединение компаний для внедрения на Украине современных технологий в сфере обороны и создана компания UARPA, которая занимается координацией, сервисом и экспертизой. Наша цель — работать на благо обеспечения безопасности и обороны Украины», — отметил экс-заместитель министра обороны.

Перед участниками круглого стола в Национальном институте стратегических исследований выступил и представитель одной из крупнейших в мире компаний ВПК Lockheed Martin Алан Мербаум, который представил несколько рекомендаций для украинских производителей в сфере оборонной промышленности:

«Оборонная инфраструктура в Донецкой и Луганской областях подорвана. Ныне речь может  идти о важных элементах инфраструктуры в Днепропетровском и западных регионах. Это возможность привлечь зарубежные инвестиции, обеспечить работу таких предприятий рядом с Польшей и Румынией и открыть возможность для увеличения торговли в этой сфере. Это даст также возможность Украине построить новые современные предприятия. Пересмотр принципов снабжения — это может создать новые рабочие места в ВПК для среднего и малого бизнеса, они могут быть эффективнее, чем крупные организации снабжения. Это даст возможность распределить снабжение на разных уровнях. Принятие стандартов и спецификаций Украиной даст возможность придерживаться международных промышленных стандартов. Специальные объекты тренажерного характера — дадут возможность достигать новых уровней подготовки. Этичное поведение — должное управление, менеджмент, который должен придерживаться европейских международных принципов, — то, что привлечет международного инвестора. Политика закупки — ответственность за все контракты, включая соответствующую реакцию Минобороны. Закупка на принципах добропорядочности, эффективности, инновационности, соответствующего контроля и надзора. Экспортная политика и рыночная стратегия — Украина в период санкций оставила производителей в РФ и украинские компании могут усилить свои компоненты и выйти на международный рынок. Создание системы оценки эффективности оборонного сектора с поддержкой со стороны правительственных структур — необходимость бороться со старыми подходами к бизнесу».

ІІІ. Практические аспекты предприятий ОПК Украины, стран НАТО и ЕС

В заключительной части круглого стола выступили представители частных оборонных предприятий, которые рассказали о проблемах в их работе по производству и реализации собственной продукции как на Украине, так и за рубежом — на территории стран-членов ЕС и НАТО. Среди других слово взял Генеральный директор Корпорации «Научно-производственное объединение «Аэротехника» Валерий Богуславский. Он заявил, что из-за несовершенного законодательства Украины, объемы продажи его корпорации уменьшились: «За период после 2010 года объем нашего экспорта сократился по нескольким позициям в несколько раз в силу бездеятельности «Укроборонпрома», потому что мы не можем самостоятельно работать на экспорт. Наша компания инвестирует в иностранные компании, потому что не имеет внутреннего заказа, доступ к высоким технологиям ограничен и экспортировать продукцию очень трудно». Что же касается внутреннего рынка, то здесь ситуация также непростая. «Все сотрудничество с Министерством обороны Украины проходит через Департамент разработки и закупки вооружений, — рассказывает гендиректор «Аэротехники». — И с 2010 года мы не принимаем участия в госзаказе из-за непрозрачных процедур». «Для частного сектора не нужны государственные инвестиции в виде средств или технологий — достаточно четкого планирования и заказа. Частный сектор всегда разберется, как вкладывать свои средства», — делает вывод он.

Несколько оптимистичнее на проблемы ВПК на Украине смотрит другой представитель частного сектора, представитель харьковского ООО «Сотрудничество» Александр Гордеев. По его мнению, Украина ныне одно из передовых государств в мире в сфере IT благодаря низкой цены труда и большому интеллектуальному потенциалу украинцев. «По-видимому, единственная отрасль, за которую в будущем Украине не будет стыдно, — «Разумная оборона», — говорит Гордеев. — На Украине труд, который должен стоить 4000 евро, стоит 400. Но мы насытились знаниями и сегодня становимся похожими на Израиль. У нас много отраслей, где Украина стоит на передовых рубежах программного кода».