Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стук сапог и геополитические игры на Кавказе

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкПамятник в виде танка, расположенный на автотрассе между городами Степанакерт и Шуша
Памятник в виде танка, расположенный на автотрассе между городами Степанакерт и Шуша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все мы были поглощены событиями на Украине. И неспроста: то, что произошло в этой стране, по всей вероятности, будет определять российскую стратегическую мысль и российско-европейские отношения на протяжении многих лет. Между тем, это не единственная постсоветская территория, которая должна вызывать у нас беспокойство. В последние месяцы тревожные события происходят на Кавказе.

Все мы были поглощены событиями на Украине. И неспроста: то, что произошло в этой стране, по всей вероятности, будет определять российскую стратегическую мысль и российско-европейские отношения на протяжении многих лет. Между тем, это не единственная постсоветская территория, которая должна вызывать у нас беспокойство. В последние месяцы тревожные события происходят на Кавказе.

Российские военные учения на Северном Кавказе остались незамеченными в Европе. Но не учения на Южном Кавказе.

На первый взгляд, подобная деятельность может показаться вполне нормальным способом Москвы упрочить свой контроль над непокорными территориями. Однако учения прошли не в Кабардино-Балкарии, Чечне или Дагестане — основных очагах сепаратизма в регионе. Кроме того, в некоторых учениях принимали участие штурмовики Су-25СМ, истребители МиГ-29 и системы ПВО... не самое необходимое вооружение против боевиков Кавказского эмирата. В период экономических трудностей, который переживает Россия, трудно представить, чтобы столь масштабные действия не имели иного значения, кроме обычной тренировки. Особенно в Южном военном округе Российской Федерации (Северный Кавказ, Каспий, Черное море). Ситуация становится понятнее, если учесть тот факт, что значительная часть этих учений проводилась в Северной и... Южной Осетии — на бывшей части грузинской территории, которую Тбилиси потерял в результате войны 2008 года. Также немаловажен тот факт, что учения проходили как раз во второй половине марта: параллельно Владимир Путин и лидер Южной Осетии Леонид Тибилов подписали ряд соглашений, по факту усиливавших аннексию территории Российской Федерацией.

Но кажется, речь идет о чем-то большем, нежели общее поддержание давления на Грузию. Интересно отметить, что значительные российские силы, которые, как правило, базируются в Армении, были непосредственно задействованы в масштабных учениях вместе с частями, базирующимися в России. В последнее время в отношении этого региона российские СМИ часто упоминают две вещи: желание Москвы развивать сеть дорог между Северным Кавказом и Грузией и давление Кремля — опять-таки на Грузию — с целью получения права для ряда вооруженных сил пересекать ее территорию, чтобы попасть на российские базы в Армении. Учитывая, что Ереван вступил в Евразийский союз, речь идет о том, чтобы показать армянам, что их выбор усиливает военную защиту, которую готова предоставить Россия. Поэтому, по мнению некоторых аналитиков, послание можно прочесть двояко: поддержка Армении и едва прикрытая угроза Грузии.

Поддержка (по крайней мере, косвенная) Россией Армении не поможет сгладить все более напряженные отношения между Арменией и Азербайджаном.


16 мая 1994, после ужасной войны между армянами и азербайджанцами, было подписано соглашение о прекращении огня: Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и близлежащими территориями. В целом, Азербайджан потерял пятую часть своей территории, а Армения увеличила свою на треть. Обе стороны получили глубокие раны, которые продолжают кровоточить и сегодня. По прошествии лет вполне очевидно, что этот конфликт может считаться «замороженным» разве что в теоретических трудах по геополитике. На протяжении нескольких лет между азербайджанскими и армянскими военными постоянно происходят стычки. Однако в последнее время напряжение возросло: начиная с лета 2014 года, военные стычки происходят практически ежедневно. И последние из них становились все смертоноснее. Сообщалось, что в ноябре 2014 два военных вертолета Ми-24 якобы атаковали азербайджанские войска, и последним удалось сбить один из них. По версии армян, эти вертолеты находились над территорией Нагорного Карабаха и участвовали в военных учениях между «Республикой Нагорный Карабах» (непризнанной международным сообществом, за некоторым исключением) и Арменией. Учения уже сами по себе провоцировали Баку, даже если столкновение не имело места: задействовав 47 тысяч солдат, Армения стремилась продемонстрировать Азербайджану свою военную силу, что лишь усилило напряженность и воспрепятствовало любой попытке диалога (который робко начинал возрождаться). В начале 2015 года столкновения продолжились: 31 декабря армянская армия Нагорного Карабаха осуществила военный набег на азербайджанские позиции, в результате которого неопределенное количество человек погибло (каждая из сторон дает разные цифры). На протяжении 20 лет азербайджанские и армянские солдаты лишь регулярно обменивались выстрелами. Сегодня ситуация — гораздо опаснее...

В такой обстановке Россия сейчас выступает в качестве сверхдержавы, но при этом действует, скорее, в негативном ключе. Как мы видели, она явно заверяет Армению в своей военной защите. Кроме того, Москва, возможно, предоставила армянам баллистические ракеты малой дальности 9К720 «Искандер». Их будет вполне достаточно, чтобы пригвоздить к земле современную азербайджанскую авиацию, которая на сегодняшний день значительно превосходит авиацию армян. Подобный дисбаланс заставляет Баку опасаться определенной изоляции (Иран тоже занял скорее про-армянскую позицию), поэтому он старается задобрить Кремль, одновременно усиливая свою боеспособность. Так, в 2011 и 2012 нодах азербайджанцы подписали с русскими выгодные контракты на вооружение стоимостью от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов. По факту, за последние пять лет 85% договоров на покупку оружия Азербайджан заключил с Россией... В более широком смысле Баку законным образом стремится выйти за пределы простых торговых сделок и увериться в том, что Россия не займет окончательно про-армянскую позицию в вопросах внешней политики и безопасности. Отсюда и план сотрудничества, подписанный между Министерствами обороны двух стран 13 октября 2014 года. Такая активность со стороны азербайджанцев, в свою очередь, вызывает опасения у армян относительно их союза с Россией, заставляя их полностью подчиниться воле Кремля. Это объясняет их вхождение в Евразийский экономический союз — экономически не очень рациональное решение.

В этой ситуации Кремль, как кажется, сегодня контролирует весь Южный Кавказ. И со стороны Европы и Северной Америки было бы непродуктивно и неэффективно реагировать на подобное положение вещей морализаторской дипломатией. Мы имеем дело с классической игрой сверхдержавы, стремящейся навязать свою волю региональному окружению, которое либо смиряется с этим влиянием, либо отвергает его, и ищет помощи со стороны. Грузия, как и Киев сегодня, захотела полностью отвергнуть влияние соседней сверхдержавы — и мы видим результат. И Запад виноват в том, что поддерживал эту позицию, пока противостояние сверхдержавы и обычного государства не вылилось в классическую борьбу неравных сил... Таким образом, в отношении нынешней российской политики на Кавказе нашим дипломатам стоило бы сконцентрироваться на важном вопросе: от усиления напряженности между Азербайджаном и Арменией не выиграет ни Европа, ни Россия, ни Америка. Если бы сверхдержавы смогли отложить в сторону свои геополитические игры и серьезно подойти к решению конфликта, несущего угрозу дестабилизации целого региона, они бы в кои-то веки продемонстрировали свою ответственность...