Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Односторонняя солидарность

Российское эмбарго на импорт латвийской рыбной продукции не стало сюрпризом для отрасли.

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкРыбные консервы "Рижские шпроты" Вентспиллского рыбоконсервного комбината
Рыбные консервы Рижские шпроты Вентспиллского рыбоконсервного комбината
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще в прошлом году были серьезные намеки на то, что производители шпрот должны считаться с закрытием крупнейшего рынка сбыта. После 4 июня, когда это произошло официально, только наивные могут верить объяснению, что виновато качество шпрот. Наказание для Латвии за президентство в ЕС и за поддержку санкций против России — уничтожение рыбоперерабатывающей отрасли и производителей шпрот.

Еще в прошлом году были серьезные намеки на то, что производители шпрот должны считаться с закрытием крупнейшего рынка сбыта. После 4 июня, когда это произошло официально, только наивные могут верить объяснению, что виновато качество шпрот, как утверждают русские, а не политика. Наказание для Латвии за президентство в Европейском союзе и за поддержку санкций против России — уничтожение рыбоперерабатывающей отрасли и производителей шпрот. Необходимо напомнить, что в Россию латвийские рыбопромышленники экспортируют примерно 50% продукции на общую суму 100 миллионов евро в год. Шпроты в Латвии изготавливает около 20 предприятий.

Что это означает для Латвии — несколько тысяч сезонных и постоянных безработных, многие из которых уже собираются купить билет на выезд из республики в один конец. Переработка рыбы — это только часть отрасли: для того, чтобы банки со шпротами оказались в магазине, надо изготовить упаковку, обеспечить транспортную логистику. Таким образом, без работы останутся не только переработчики рыбы, но и занятые на ряде вспомогательных предприятий отрасли. В целом удар по экономике государства может быть сокрушительным.

Осознает ли это правительство Латвии? Да, осознает. Министр земледелия Янис Дуклавс обещает поднять тревогу — информировать Европейскую комиссию, возможно, инициировать какие-то налоговые льготы для рыбопромышленников. Вроде бы помощь рыбопереработчикам будет похожа на ту, что получили производители молока. Если так, то это не много — молочники уже давно говорят о разрушенной отрасли. «От Европы никакой поддержки не будет, поскольку многократно указывалось, что производители должны были принимать во внимание нестабильность российского рынка», - отметил Дуклавс. Сам министр понимает, что сказки о солидарной и понимающей Европе закончились. Латвия в экономической войне Европейского союза с Россией должна быть лишь пушечным мясом. Солидарность проявляется односторонне – в случае приема беженцев мы должны быть солидарными, а солидарными с нами не обязан быть никто. В такой ситуации возникает только один вопрос: можно ли было направить внешнюю политику Латвии так, чтобы удары России не были столь болезненными? Полагаю, что рыбопереработчики и производители шпрот скажут: виноваты должностные лица Латвии, распускающие языки со своей риторикой по вопросам российской агрессии. Но, по всей вероятности, эмбарго на шпроты было бы введено и в том случае, если бы все официальные представители Латвии молчали, словно набрав в рот воды. Впрочем, каждое эмбарго имеет начало и, будем надеться, — конец. Когда он наступит — это зависит от целенаправленной и талантливой политики. Самый большой вызов для руководства Латвии — добиться отмены эмбарго до того, как отрасль рыбопереработки испустит дух, а тысячи уволенных работников приобретут билет за границу в один конец.

Необходимы серьезные мероприятия государства по поддержке производителей шпрот, и налоговых льгот здесь недостаточно. Возможно, надо осуществить стратегические закупки, чтобы помочь 20 предприятиям, лишившимся доходов. Почему бы не закупить шпроты и не направить их на продовольственное обеспечение украинской армии? Это стало бы симметричным ответом на российское эмбарго. Если государство нашло десятки миллионов евро, чтобы закопать их в гудроновые пруды, и сотни миллионов евро на роскошное президентство в ЕС, то найдутся деньги и для производителей рыбной продукции.

Хочется надеяться также, что государство серьезно подумало о маркетинговых кампаниях по поддержке производителей шпрот. Прежде всего, надо призвать жителей Латвии покупать и есть шпроты. В социальных сетях такая кампания уже идет полным ходом — каждой семье по банке шпрот в неделю (или в день). Скажете — наивно. Может быть, но зато действенно — это тоже патриотизм. Оплаченные государством маркетинговые кампании нужны и за границей. Рынок Китая рассматривается как потенциальная замена российского рынка, поэтому мало одной выставки в Шанхае, где баночки с нашими шпротами смотрелись хорошо. В конце концов, жители соседних скандинавских стран могут проявить солидарность с Латвией и кушать шпроты, если только рассказать им, какой это вкусный продут.

А если Россия отменит эмбарго на шпроты через три месяца? Отлично. Но все перечисленные выше мероприятия могут продемонстрировать, что руководство Латвии не стоит с протянутой рукой за задворках Европы, а способно защитить жителей и рабочих своей страны.