Несмотря на поздний старт, российская команда, задавшаяся целью стать первой частной компанией, которая доставит на Луну действующий самоходный аппарат, полна оптимизма. Команда «Селеноход» присоединилась к соревнованию, где на кону стоит приз в 20 миллионов долларов.

Конкурс Lunar X Prize – одно из нескольких международных соревнований, цель которого - совершать прорывы в прикладной науке. Участниками могут быть только частные компании, они должны спроектировать, построить и испытать луноход, чтобы бороться за приз от компании Google.

Первый, кто сможет построить аппарат, способный пройти не менее 500 метров по лунной поверхности и передать на Землю видео и фото кадры высокого разрешения до конца 2012 года, получит приз в 20 миллионов долларов. Занявший второе место получит 5 миллионов, и еще 5 миллионов пойдут на премии за различные достижения, например – аппарату, пережившему лунную ночь или нашедшему воду.

В настоящий момент в гонке принимает участие 21 команда со всего мира.

«Селеноход» - первая и единственная команда из России – на прошлой неделе провела свою первую презентацию для СМИ. Название команды образовано сочетанием имени древнегреческой богини Луны Селены и названия советских автоматических лунных аппаратов, созданных в рамках программы «Луноход».

Поздний старт, большие надежды

Команда «Селенохода», состоящая из 12 человек, подала заявку на участие в конкурсе Lunar X Prize в сентябре этого года, через полтора года после регистрации первых десяти участников. Несмотря на поздний старт, члены команды позитивно оценивают свои шансы на победу над соперниками из Соединенных Штатов, Европы, Китая, Индии и других уголков мира.

Некоторые команды уже пытаются испытывать свои технические решения, как, например, румынская команда ARCA, которая попробовала провести тестовый запуск своей многоступенчатой ракеты 16 ноября. Но большинство участников все еще находятся на стадии дизайна и разработки, поэтому предсказать исход гонки пока невозможно.

Российская команда решила сконцентрировать внимание на создании самого лунохода и найти способы его доставки на Луну на стороне. Главный кандидат на вывод оборудования на земную орбиту – российско-украинская ракета «Днепр», гражданская версия МБР РС-20 (или SS-18 «Сатана»), этот носитель осуществляет коммерческие запуски. Участники еще не выбрали разработчика посадочного модуля и перелетного модуля, который доставит посадочный модуль и два самоходных аппарата на Луну.

В рамках конкурса предложено множество вариантов конструкции аппарата, некоторые их них необычны. Есть мини-ракета, которая будет летать над поверхностью, бицикл с основным корпусом лунохода, подвешенным между двух больших колес, и модульный поезд. «Селеноход» использует более общепринятые методы, прошедшие проверку в рамках советской программы по освоению Луны в 1970-х годах.

Классический дизайн, минималистский подход

Аппарат «Селенход» представляет собой небольшую 30-сантиметровую платформу с четырьмя независимыми колесами и мачтой, на которой крепятся камеры и ненаправленная радиоантенна. Весит конструкция всего лишь 5 кг, что позволяет минимизировать стоимость доставки, поэтому дизайнеры разместили здесь лишь самые необходимые компоненты.

Из-за маленького размера прибор очень чувствителен ко всем неровностям поверхности. Дабы он не перевернулся, его защищенный от радиации бортовой компьютер будет тщательно выбирать маршрут, анализируя трехмерные модели местности, построенные на основе данных с навигационных камер аппарата.

Оператор на Земле будет использовать ту же визуальную информацию, чтобы определять местонахождение аппарата и напрямую контролировать прохождение самых трудных участков. Постоянное управление луноходом затруднено из-за значительного времени пути радиосигнала между Луной и Землей, которое составляет 2,5 секунды. Выработанная схема работы должна сэкономить время и несколько увеличить среднюю скорость лунохода.

На Луну отправятся два аппарата, один из них будет выполнять функцию резервного, а также радиотранслятора, если возникнет такая необходимость. Команда планирует выполнить все условия конкурса в течение лунного дня, длина которого равна 14 земным дням, а затем постараются пережить ночь. Планируется, что роверы вернутся к посадочному модулю до наступления темноты и холода и проведут ночь в режиме ожидания. Другой вариант – использовать компоненты, устойчивые к низким температурам, а не поддерживать температуру роботов на посадочном модуле.

Кроме доставки луноходов, посадочный модуль будет выполнять функции сообщения с Землей.

Гарантированное внимание средств массовой информации

Выбор места для посадки – само по себе дело сложное для всех команд.
Им придется учитывать вопросы технического удобства и привлекательности для СМИ. Очевидный выбор –  Море Спокойствия, где произошла первая высадка человека на Луну. Другой интересный вариант – восточный район Моря Ясности, где совершили посадку американский
Аполлон-17 и советский Луна-21 на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. Кроме захватывающих зрительных образов, эти места принесут в копилку команды дополнительный приз за обнаружение следов пребывания человека на Луне.

Общественный резонанс – одна из основных целей Lunar X Prize. Конкурс должен привлечь внимание к космическим исследованиям и показать, что для освоения космоса далеко не всегда требуются миллионные инвестиции из государственного бюджета.

Команды-участники вдохновлены примером Элона Маска, основателя компании SpaceX, осуществившей первую в мире частную разработку космической ракеты-носителя Фалькон-1. Компания предоставляет скидки участникам соревнования, если они пожелают воспользоваться их ракетой.

Но денежный приз и контракты со спонсорами – не единственная коммерческая составляющая проекта. В настоящее время наблюдается тенденция к тому, чтобы исследование космоса постепенно перешло в сферу частных инициатив. НАСА считаем разумным использование частных подрядчиков как стратегическое направление для некоторых своих программ, как например, доставка грузов на МКС. Если план окажется успешным, космические агентства других стран могут последовать этому примеру.

Независимо от результата, компании с уже имеющимся опытом будут обладать преимуществом на этом новом многомиллиардном рынке, и поэтому даже не добившиеся успеха в конкурсе Lunar X Prize окажутся впереди будущих конкурентов, благодаря усилиям, приложенным в соревновании. По крайней мере, так считают члены команды «Селеноход», обещая продолжать работу над проектом, даже если другая команда выиграет главный приз.

Ну и, конечно же, это вопрос престижа. Для российских специалистов в области космонавтики победа в частной гонке за освоение Луны после поражения в соревновании между госуданствами, станет предметом национальной гордости. Инженеры команды убеждены, что проект «Селеноход» технически осуществим. Единственное препятствие – финансирование.